?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
"Сопротивление варварству..." - Елена Мариничева
emarinicheva
emarinicheva
"Сопротивление варварству..."
"...У нас на какой-то момент сложилась ситуация, когда гонимая вера и гонимая культура сблизились (речь о 70-80-х - Е.М.). Центральная фигура этого сближения — Аверинцев.В современной Европе секулярная культура и религиозная решительно разъединены, а такого автора, как Аверинцев, в эти годы там представить невозможно. Теперь и у нас складывается похожая ситуация. Культурный авангард становится не только антиклерикальным, но и атеистическим или агностическим. А Церковь (в отличие от западного христианства) — по преимуществу настроена против свободной культуры. Такому явлению, как Аверинцев, не остается места ни в той, ни в другой области... Для церковных Аверинцев — «либерал», а это там ругательство ".Полностью здесь: http://www.psmb.ru/obshchinno-bratskaja-zhizn/u-kogo-my-uchimsja/statja/soprotivlenie-varvarstvu-v-ljuboi-forme/

Советую прочитать - и этот материал, и другие статьи и стихи наших замечательных современников: Сергея Аверинцева ( к сожалению, теперь можем говорить только о его памяти) и его ученицы - Ольги Седаковой - философа и поэта. Не раз обращалась к стихам Седаковой. Вот и сейчас хочу немного напомнить:

"Неужели, Мария, только рамы скрипят,
только стекла болят и трепещут?
Если это не сад –
разреши мне назад,
в тишину, где задуманы вещи...

где не видно ветвей,
но дыханье темней
и надежней лекарство ночное...
Я не знаю, Мария, болезни моей.
Это сад мой стоит надо мною.
"

Или ещё вот:

"Я тоже из тех, кому больше не надо,
и буду стоять, пропадая из глаз,
стеклянной террасой из темного сада
любуясь, как дождь, обливающий нас,
как полная сердца живая ограда
у стекол, пока еще свет не погас.

Ограда прощания и поминанья,
целебная ткань, облепившая знанье.

И кто-то кивает, к окну подойдя,
лицу сновиденья, смущенья, дождя."


37 comments or Leave a comment
Comments
lena_ua_mk From: lena_ua_mk Date: December 11th, 2012 12:01 pm (UTC) (Link)
Хорошие стихотворения.
И этот раздел о котором говорят и пишут,мне кажется ,будет с каждым годом усугубляться...
Власть и церковь -с одной стороны,народ - с другой(((
emarinicheva From: emarinicheva Date: December 11th, 2012 12:16 pm (UTC) (Link)
Да,но ещё есть Вера.

...Вспоминаю слова одного итальянского священника (о них рассказывал мне в разговоре-интервью Андрей Синявский).Тот итальянский священник говорил примерно так: если события в мире продолжат развиваться в заданном (на тот момент - коммунистически-революционном)направлении, то вера и культура уйдут в катакомбы.
alicebrown From: alicebrown Date: December 11th, 2012 02:15 pm (UTC) (Link)
Вера зачастую не имеет ничего общего ни с Церковью, как институтом, ни даже с религией.
А стихи хорошие. :)
iglusha From: iglusha Date: December 11th, 2012 04:02 pm (UTC) (Link)
Ой, как известно, у нас по-другому (ну, МП такой же, даже хуже, но дело ведь МП не ограничивается)... И... мне больше нравится так, как у вас. И я рада, что в России течперь так, правда мне просто безумно жаль, какой ценой это так... А стихи Седаковой очень люблю, хотя их идейная направленность во мне вызывает симпатию только как вместилище (вот как меня на церковщину потянуло:)) весьма интересных конструктов, кторые потом будут нужны для чего-то другого, лучшего (очень-очень хорошего:)) Очень хорошие стихи...
emarinicheva From: emarinicheva Date: December 11th, 2012 04:43 pm (UTC) (Link)
Мне совсем не нравится "как у нас", когда "такому явлению как Аверинцев нет места".
А что у вас по-другому?
From: (Anonymous) Date: December 11th, 2012 05:13 pm (UTC) (Link)

С ужасом...

С ужасом подумал, что такое явление, как двухтомник "Мифы народов мира", ныне невозможен.
И тексты.
И оформление - культура редактуры, корректуры, книжной графики.
Бумага и полиграфия (нынешняя белая бумага не тряпичная, но древесная, беленая хлором, желтеющая и ветшающая за пять лет.
И - главное! - необычайная популярность.

В Туле в этом году закрылось пять традиционных (от совка) книжных магазинов, не выжил ни один...

(Осталось два сетевых в торговых центрах, и лавка в музее "Ясная поляна". В полумиллионнике...

пМВ
shaherezada From: shaherezada Date: December 11th, 2012 05:21 pm (UTC) (Link)
А мне всё же кажется, что на Западе церковь и культура вовсе не находятся в таком антагонизме, как в России. То, что в рез-те Реформации христианство разделилось и благодаря этому перестало быть тотально-автократическим, способствовало снижению градуса противостояния. А кроме того, внутри обеих церквей, и католической, и лютеранской, сохранялись их многовековые интеллектуальные традиции. Я могу не сходя с места, наизусть перечислить религиозных и даже церковных авторов, работы которых читало и читает всё сообщество образованных людей, включая атеистов. Их книги стали символами своей эпохи. Это, например, Тейяр де Шарден, Мартин Нимёллер, Альберт Швейцер, Жак Маритен, Ойген Древерман, Ханс Кюнг. Нельзя не знать этих авторов, они у всех на слуху. Атеисты называют их религиозными философами, верующие - теологами. Есть ли аналог этому феномену в православной церкви? Какие православные книги обязательны для образованного человека? Тот факт, что за спиной у католицизма и протестантизма патристика, схоластика, ренессансный гуманизм, Просвещение и эпоха модерна наложило на них решающий отпечаток. Они интегрированы в общечеловеческий, общефилософский дискурс. Они - собеседники и для верующих, и для атеистов. А с кем из православных батюшек нам хотелось бы поговорить? И о чём? Отсюда и пропасть между церковью и культурой. Православие - антиинтеллектуально, архаично и авторитарно. Никакого иного опыта общения с пр. церковью у "культурных людей" нет. Если ты русский мыслитель или художник, писатель, музыкант - обходи "батюшек" за версту, а то будешь в узилище горе мыкать.
emarinicheva From: emarinicheva Date: December 11th, 2012 06:28 pm (UTC) (Link)
А как же священник Павел Флоренский? Митрополит Антоний Сурожский? Разве их не читает "сообщество образованных людей, включая атеистов"? Лично для меня книга Антония Сурожского "У нас есть что сказать о человеке" - едва ли не главная книга вообще. И разве не известны "образованным людям" замечательные русские религиозные философы: архимандрит Константин Зайцев, протоиерей Сергий Булгаков, Николай Бердяев? Миллионы людей в мире читают Достоевского...
С кем из батюшек мне бы хотелось поговорить? Да со многими. С митрополитом Сурожским - особенно хотелось бы.
From: (Anonymous) Date: December 11th, 2012 06:22 pm (UTC) (Link)
Ну и есть такие богословы, которые оказали огромное влияние на западную культуру и персонально ее деятелей.
Я приведу только тех, кто находится полностью в протестантском мейнстриме - Рудольф Отто, Карл Барт, Пауль Тиллих...
Причем это - неоортодоксия. Самые что ни на есть пасторы-богословы. Барт написал "Послание к Римлянам" служа приходским пастором в швейцарском призаводском городке...
пМВ
emarinicheva From: emarinicheva Date: December 11th, 2012 06:44 pm (UTC) (Link)
Да, а "Столп и утверждение истины" Павла Флоренского тоже имел большое влияние, в том числе и в естественно-научной среде.
(no subject) - (Anonymous) - Expand
shaherezada From: shaherezada Date: December 11th, 2012 08:14 pm (UTC) (Link)
Рудольфа Отто мы изучали в курсе истории психологии, я даже писала реферат о его классической работе Das Heilige. Барт и Тиллих многократно возникали в самых разных контекстах, например, раздел о фотоискусстве нам читали на основе бартовской Camera Lucida.
Такого включения в мировой культурный контекст с русскими авторами не произошло. Даже самого известного из них, Николая Бердяева, знают только немногие специалисты. В то же время латиноамериканскую теологию освобождения обсуждают везде, от университетских семинаров до литературных чтений.
(no subject) - (Anonymous) - Expand
Ігор Кушнірчук From: Ігор Кушнірчук Date: December 12th, 2012 07:22 am (UTC) (Link)

Хочу добавить...

К православным добавьте обязательно Архиепископа Луку (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого в миру) его блистательные "Очерки гнойной хирургии" - книга, которую обязан прочесть каждый хирург еще во время обучения. По-крайней мере на оперативной хирургии именно эту книгу нам указывали в качестве лучшей для обучения по вопросам соответствующего раздела хирургии. Уж до чего советская власть "не любила", да что уж там говорить - люто ненавидела представителей духовенства, но и та оценила заслуги Войно-Ясенецкого в медицине Сталинской премией и медалью "За доблесный труд во время ВОВ 1941-1945 гг.".
Я учился в раннее постсоветское время и о том, что Войно-Ясенецкий был духовным лицом об этом ни слова наш преподаватель не обмолвился, а о значении его трудов по медицине повествование велось только в превосходной степени.
Не всё так плохо у православных. Но нужно чётко разделять религиозную организацию (церковь) или хотя бы личности её некоторых представителей и Веру.
emarinicheva From: emarinicheva Date: December 12th, 2012 07:55 am (UTC) (Link)

Re: Хочу добавить...

\\Я учился в раннее постсоветское время и о том, что Войно-Ясенецкий был духовным лицом об этом ни слова наш преподаватель не обмолвился\\
Удивительно! Хотя, конечно, абсолютно закономерно.
Можно вспомнить и знаменитый случай Ивана Павлова (сочетание православной религиозности и огромного влияния на развитие естественных наук).

О диких поступках, совершаемых "личностями" и "организациями" якобы во имя религии - отдельный разговор. Здесь, к сожалению, тоже можно многое вспомнить: и боярыню Морозову, и сидевшего в яме протопопа Аваакума (тоже, кстати, замечательный православный писатель и мыслитель). В мире подобных примеров ( и похлеще!) также хватает.

emarinicheva From: emarinicheva Date: December 12th, 2012 08:34 am (UTC) (Link)

Re: Хочу добавить...

Из современных учёных назову замечательного психолога Фёдора Василюка, чьи работы ("Психология переживаний.Анализ преодоления критических ситуаций" и "Переживание и молитва. Опыт психологического исследования")уже стали очень важной частью современных представлений и знаний о человеке.
iglusha From: iglusha Date: December 12th, 2012 12:26 pm (UTC) (Link)

Re: Хочу добавить...

ВОт этот вот господин -- далеко не образец христианского милосердия (см. его высказывания о смертной казни)
37 comments or Leave a comment