?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
О Тане Малярчук: "я испытала легкий смысловой шок". - Елена Мариничева
emarinicheva
emarinicheva
О Тане Малярчук: "я испытала легкий смысловой шок".
Автор, чьи строчки я сейчас приведу, - очень известный в Москве педагогический публицист (между прочим, она же - моя сестра). Мне показалось любопытным, как Ольга восприняла последнюю публикацию украинской писательницы Тани Малярчук в "Новом мире". Материал написан для "Новой газеты":

"...В июньском номере "Нового мира" вышли в свет рассказы молодой украинской писательницы Тани Малярчук. Год рождения Тани - 1983-ий, Иваново-Франковск. Первый из рассказов под названием "Love is..." так и начинается:

"Когда-то, во времена моего светлого постсоветского детства, были такие турецкие жвачки "Love is..."
Они не выдерживали никакой конкуренции с "Дональдом Даком" и "Турбо"... Но производители "лавизок", очевидно, заботились совсем не о вкусе или запахе. Своей на первый взгляд ненужной и неприметной детальностью они возвращали деморализованное общество в лоно вечных духовных ценностей. Обертки, ради которых, собственно, и покупались "лавизки", предлагали целую коллекцию определений любви...

В школе на переменках самые заядлые фанаты собирались вместе, чтобы почитать друг другу свои определения любви. За одну "лавизку" можно было выменять, например, бутерброд с колбасой или два яблока, однако те, кто поддавался искушению, тяжко об этом жалели".

Я испытала легкий смысловой шок - не из-за жвачек, конечно. Просто так не бывает, так не говорят - "светлое постсоветское детство", это нонсенс, оксюморон и прочий симулякр, ведь всем известно - "светлым и счастливым" принято называть детство как раз советское, а постсоветское таким не может быть по определению!
 Но автору - виднее. Злоключения "переходного периода" для нее, ребенка, не были трагедией, в отличие от ее родителей - но и их мытарства автор описывает легко, светло, без надрыва и с юмором.

... На моей памяти это первый опыт художественного осмысления, отражения изнутри качественно нового, еще неопознанного обществом объекта-явления: пореформенного детства на постсоветском пространстве. Первая заявка на автопортрет нынешних двадцатилетних, ведь автопортрет этот в современной нам традиции отечественной - и родственной ей по исторической судьбе словесности ближнего зарубежья - как раз и начинается обычно с появления в печати детских воспоминаний его представителей, если это, конечно, зрелая, качественная проза. В данном случае это событие особое - воспоминания о детстве первого "непоротого" поколения, впервые за семьдесят лет отечественной истории XX века избежавшего в детстве и отрочестве прессинга государственной идеологии...

Так вот, заявка эта - обнадеживает. Пока "взрослые" литература, театр и кинематограф с их взрослыми героями в изображении современности по-прежнему барахтаются в бездне, развернувшейся для них на месте цивилизационного слома, тектонического сдвига эпох, на этом фоне как-то незаметно успело вырасти поколение, для которого эти сдвиги и эти бездны просто неактуальны, не значимы, словно и нет, и не было их вовсе - как и продолжающих терзать взрослые души водоразделов "коммунисты" - "демократы", левые - правые, сталинисты - антисталинисты и т.д. И святое дело обличения "совка" для этих новых субъектов истории, новых ее "игроков" - неактуально, не интересно - проехали. Перевернута страница и закрыта эпоха. в этих "номинациях" новые двадцатилетние попросту не представлены, они в них не участвуют, ибо все это скопом для них - позавчерашний снег... "

Весь материал любопытный, но дальше уже о другом - о коммунарстве, новых левых, "наших" и "ненаших"
отсюда:

http://alij-parus.livejournal.com/4164.html

Tags: ,

17 comments or Leave a comment
Comments
alicebrown From: alicebrown Date: August 16th, 2010 05:11 pm (UTC) (Link)
Поколение выросло очень симпатичное :)
emarinicheva From: emarinicheva Date: August 16th, 2010 05:13 pm (UTC) (Link)
Такие, как Таня - да :)
From: (Anonymous) Date: August 17th, 2010 11:55 am (UTC) (Link)
М-м-м-м
Дисперсия фантастически велика! Трудно и говорить про единое "поколение".
Но "счастливое постсоветское" скорее правильно, возможностей больше.
пМВ
emarinicheva From: emarinicheva Date: August 17th, 2010 12:35 pm (UTC) (Link)
Верно. Хоть такое словосочетание - действительно не очень обычно :)
alicebrown From: alicebrown Date: August 17th, 2010 03:00 pm (UTC) (Link)
Соглашусь!
soldat31 From: soldat31 Date: August 16th, 2010 05:59 pm (UTC) (Link)
Ольга -талантище.
emarinicheva From: emarinicheva Date: August 16th, 2010 06:08 pm (UTC) (Link)
Спасибо.
Вы ее знаете как журналиста?
soldat31 From: soldat31 Date: August 16th, 2010 06:26 pm (UTC) (Link)
Нет.
Мой рабочий сектор-Крым.
zaven From: zaven Date: August 17th, 2010 01:02 pm (UTC) (Link)
Да, точное наблюдение. Может, это еще такая удачная конфигурация возникла, что они, 80-х годов рождения, успели избежать "прихлопывания" многими вещами -- в том числе авторитарной лит. традицией, например.
emarinicheva From: emarinicheva Date: August 17th, 2010 03:11 pm (UTC) (Link)
Мне кажется, что лит. традицией (будь она авторитарной или какой бы то ни было иной) "прихлопываются" по желанию и в обратной пропорции силе таланта.
zaven From: zaven Date: August 17th, 2010 03:20 pm (UTC) (Link)
Это да. Но мне кажется, отсутствие прессинга государственной идеологии, о котором пишет Ваша сестра, связано и с некоторой "десакрализацией" или вообще размыванием лит. канона. Отсюда -- может быть -- этот свежий адамизм укрлита 2000-х (созданный преимущественно поколениями 70-х и 80-х, но также и более старшими писателями, работавшими в это время).

Правда, некоторые видят в этой литературе едва ли не позорное "изобретение велосипеда". Что, в общем, своего рода упрек в недостаточном почтении к канону.
emarinicheva From: emarinicheva Date: August 17th, 2010 03:29 pm (UTC) (Link)
C таким уточнением(первой его частью) - согласна.
Но знаете, почему, мне думается, порой звучат упреки в "изобретении велосипеда"? Вернее - когда они звучат? Тогда, когда идет речь скорее о подделках под литературу. О сильном и талантливом произведении никому не придет в голову так сказать. Хотя... тут ведь еще встает вопрос о талантливости самой критики...
zaven From: zaven Date: August 17th, 2010 03:38 pm (UTC) (Link)
по моим наблюдениям (в том, что касается укрлита), обычно упрек в "изобретении велосипеда" связан с восприятием стиля автора как "ребяческого оригинальничанья" или "глухой провинциальности". в первом случае это раздражение на то, что автор "не хочет учиться" (а мог бы, если б не был так глуп/бездарен/достаточно уважал бы классику), во втором -- на непролазную отсталость автора (и, обычно, его страны/культуры). как Вы понимаете, в обоих случаях это критика внутренняя :)
emarinicheva From: emarinicheva Date: August 17th, 2010 03:52 pm (UTC) (Link)
Наверное, Вы имеете в виду какого-то конкретного автора.Правда,я не улавливаю, кого именно.

Что касается Тани Малярчук - я не встречала в украинской критике нападки на то, что, мол, "изобретает она велосипед". Хотя и в следованиям канону ее тоже не подозревали, кажется. В русской же словесности это имя принято(хоть и в переводной версии текстов) как зрелый и яркий талант.
zaven From: zaven Date: August 17th, 2010 04:25 pm (UTC) (Link)
нет, я как раз пытался обобщать. ввиду того, что литература 2000-х, очень может быть, заканчивается. строго следуя календарю, так сказать.

малярчук, если мне не изменяет память, чаще всего сравнивали с эрлендом лу -- оставляя без внимания ее ранние стилевые эксперименты (весьма законченные) и выраженный сюрреализм и абсурдизм. а именно они, сохраняя выверенный зазор с реальностью, по мостику "говорити" и перебежали в "звирослов", второй ее безусловный успех после "згори вниз".

но это так, мысли вслух -- не обращайте внимания :)
emarinicheva From: emarinicheva Date: August 17th, 2010 04:32 pm (UTC) (Link)
Как же не обращать, - если "вслух"? Голова-то у меня угорела (от смога недавнего), но уши - слышат, глаза - видят :)
Неужели кто-то,кроме меня, сравнивал Таню с Эрлендом Лу? Буду признательна, если бросите ссылку.
zaven From: zaven Date: August 17th, 2010 04:42 pm (UTC) (Link)
а-а, так это были Вы! вот так вот я Вам Вас и процитировал! shame on me! 8-)

умолкаю-умолкаю, а то еще как-нибудь оконфужусь... заметная критика была, пожалуй, только на "згори вниз", которую теперь, конечно, отыскать затруднительно; а "звирослов", например, как-то почти совсем не пытались осмыслить -- а жаль...
17 comments or Leave a comment