?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
ГОЛОДОМОР. "КОГДА ЦВЕЛИ ВИШНИ".свидетельства очевидцев. перевод с украинского и комментарий . - Елена Мариничева
emarinicheva
emarinicheva
ГОЛОДОМОР. "КОГДА ЦВЕЛИ ВИШНИ".свидетельства очевидцев. перевод с украинского и комментарий .

                                         - А когда люди начали умирать от голода?
                                            - В 1933 году.
                                           - Когда? Осенью? Зимой?
                                            - Когда цвели вишни... (из воспоминаний Подлубной Прасковьи Сергеевны)           

Вот парадокс - на словосочетание "Голодомор в Украине" и призывы почтить память погибших, часто (всегда почти!) раздается в качестве возражения: но ведь и в России был голод, и  люди тоже пухли от недоедания! Верно. Но- почему так? Почему - не сочувствие на первом месте, а - возражение? По-моему дело  в том,

что сами мы не собираем  свидетельств людей, живших и страдавших на российских землях, не издаем  воспоминания очевидцев, не ставим памятники, а ведь скоро - и спросить будет не у кого! И еще одно немаловажное обстоятельство (может  как раз самое главное): не на кого нам списать преступления прошлых режимов - мелькнули лет десять назад  призывы к покаянию, к готовности не отводя глаз взглянуть на недавнее прошлое. Мелькнули - и пропали. Оно и понятно - "большевизм", "сталинизм", - эти слова сейчас если и не в почете, то вполне приняты "в приличном обществе". А Голод - специально организованный или так, сам собой возникший  - щекотливая, - да какая там щекотка! - тяжелая тема. Впрочем, таких тем у нас  наберется вагон и маленькая тележка: Ленин-Сталин, репрессии, террор, новые политзаключенные... Когда целью провозглашается Могущество - на сомнительные истории в прошлом лучше закрыть глаза. Голодомор - одна из таких историй. 
"Свiча пам'яти" (Киiв, 2007), - так называется книга - собрание устных свидетельств о голоде в Украине. Несколько дней назад ее представляла в Украинском культурном центре Москвы составитель и собиратель этих свидетельств (ходила по селам вместе со своими студентами, и записывала рассказы очевидцев) - Валентина Борисенко. Интеллигентная женщина с тихим голосом, внимательным взглядом (ни тени косметики на лице), немолодая, но необыкновенно красивая - есть такие украинские женщины, рядом с которыми невозможно заговорить на сварливых, повышенных тонах, чье достоинство проявляется во всем - в осанке, в походке, в мягких движениях, а о возрасте говорит разве что какая-то горестность во взгляде. Да и предмет разговора был не из веселых. Людей в зале собралось немного - человек двадцать ( это со всей Москвы-то!) Правда, и рекламы особой не было.
Внимательно и подробно я прочитала книгу уже дома. В ней никто  не навязывает никаких оценок и выводов. Просто старые люди, пережившие Голод  рассказывают своими словами (сохранены неправильности  живой устной речи) - то, что видели сами,  что  пережили. Переведу с  украинского лишь несколько свидетельств с некоторыми  моими комментариями.
Итак, в начале тридцатых началась коллективизация.
Пасичин Яков Петрович(Черкасская область): "Как арестованных, всех заводили в сельсовет и вот, держат ночь, две, -подпишись в колхоз и все". "Кто не хотел идти в колхоз добровольно - тех наказывали - они уже считались врагами народа" (Панченко Катерина Антонивна, Харьковская область).  И вот что странно( для нас странно, - несчастных постсоветских людей, привыкших к тому, что лучше плюнуть, но повиноваться силе: плетью обуха, мол, не перешибешь) - так вот, странно нам теперешним, что в колхозы все равно не шли, даже когда стало ясно, что просто так все это не кончится. Обложили налогом. Невозможным, неподъемным. Когда в качестве налога отдавать было уже нечего - по селам пошли "активисты" или "посланцы Сталина", как выразилась одна бабушка, и забирали все. Продовольствие для Советской республики?  Нет. Просто Все.  Иван Даниленко, село Свичкивка:"Забирали не только  съестное, но и лопаты, топоры, вилы", "одежду, платки" (Панченко К.А.),"подушки, юбки, платки, сорочки"(Колос Прасковья Васильевна, с. Круты). Действовали подчас, следуя какой-то изуверской логике:  "Из печи вытаскивали сваренное  и выливали на двор", "крупу, фасоль - если найдут -  высыпают в грязь", "даже собаку - убили нашего пса и бросили его на воз мертвого". С собаками и котами отдельная история. Начавшие пухнуть и умирать с голоду люди ели все - воробев, жаб, крыс, ну и бедных котов и собак,  которых было поначалу полно в селах. Так вот любопытный в связи с этим документ приводится в книге от 28 февраля 1933 года: от наркома СССР Фрумкина -  наркому УССР Компелю. Требование отлавливать  собак и котов. Приводятся также цифры  отлова: 1931 год: 731 254собаки и 670 450котов, 1932год:  соответственно 726 157 и 696 603, 1933 год: 647 260 собаки и 938 027 котов... Оставалась трава, съедобные корешки. Их вытаптывали, выжигали. Колоски в поле ? Вспоминает Войтюк Петро Сергеевич:" вот один у нас кузнецом был, а у него трое детей, пошел, сорвал несколько колосков, увидели, привели в сельский комитет: "так ты значит пошел красть?"  начали его бить, мучать, голову скрутили полностью - задом наперед голову выкрутили и так со ступенек вниз столкнули".  Жестокость глобальная рождает жестокость обыденную, но не менее бесчеловечную...Люди вымирали. Хоронить мало у кого оставалось сил. А вот здесь власть уже "помогала". Многие вспоминают, что сельсоветы выделяли специальные подводы, к ним - приставляли мужчин, "которые еще могли ходить" и те каждый день обходили село, заходили в хаты, вытаскивали трупы, подбирали их и на улицах и везли в общую яму. Некоторые еще были живы, но на последнем издыхании . Титарчук Мария Олексиевна:" Собирали тех. кто умер, да брали и тех, кто живой еще. Один просил:  "ты меня не бросай на дно ямы, а положи с краю, я может еще вылезу". Так его и положили, он и вылез, сосал молочко из колосков, выжил."
 Тридцать третий -самый тяжелый. Цвели вишни, умирали люди. Да, шли уже в колхоз, там давали по черпачку съедобного пойла в день. "Когда созрели буряки, людей вывозили в поле собирать буряки. Люди были опухшие, ляжет, бывало, на бок и собирает, потому как давали кусок хлеба за это"(Антонина Залевская, с. Литвиновка).
Те, кто меня сейчас читает - внуки переживших трагедию Голодомора, внуки переживших трагедию Сталинщины "от Москвы до самых до окраин". Помню, как в коментах под постом о раскулаченной моей собственной, русской бабушке в Поволжье, один из фрэндов вспомнил свою украинскую бабушку, которая спаслась от голода, уехав из умирающего села в город  Луганск и поступив в свои 14 лет на завод (чтоб была хлебная карточка), он помнил ее рассказы, как на улицах города (!) лежали трупы. Другая - user Диана - буквально вчера, узнав, что я собираюсь расказывать о такой книге, прислала мне ссылку на свои воспоминания о дедушке, который, будучи председателем, все же спас свое село от голода. Читайте об этом здесь http://diana-ledi.livejournal.com/76125.html


 

Tags:

66 comments or Leave a comment
Comments
oles_barlig From: oles_barlig Date: February 21st, 2008 12:00 pm (UTC) (Link)
я думаю, це зеречення існує тому, що в Україні були голодомори ніяк не пов*язані зі смертями в інших республіках. В Україні ж було три голодомори.
emarinicheva From: emarinicheva Date: February 21st, 2008 12:11 pm (UTC) (Link)
Хоча i звусь перекладачкою, та не можу зрозумiти змiст слова "зеречення". в словниках своiх не знайшла. Пояснiть, будь ласка. Тодi зможу вiдповiсти.
alicebrown From: alicebrown Date: February 21st, 2008 12:36 pm (UTC) (Link)
Думаю, что свидетельств собраны. Не публикуются, вот в чем беда.
Что до покаяния, то возможно ли оно без осознания случившегося? Вряд ли. А для осознания надо хотя бы начать разговор на эту тяжелую тему. И мне думается, что найдется много россиян, которые захотят об этом говорить.

И еще. Мало перенять хороший обычай, надо бы еще понять, что за ним стоит.
emarinicheva From: emarinicheva Date: February 21st, 2008 12:40 pm (UTC) (Link)
С первым положением согласна, второе -не поняла. О каком обычае идет речь?
alicebrown From: alicebrown Date: February 21st, 2008 12:47 pm (UTC) (Link)
Я о хорошем обычае, принятом у европейцев говорить даже самую неприятную правду. И что вызван к жизни он желанием ПОНЯТЬ, а не только пригвоздить или обвинить. Понять для меня лично важнее, чем все прочее.
(Deleted comment)
emarinicheva From: emarinicheva Date: February 21st, 2008 12:47 pm (UTC) (Link)
Я ведь тоже из Запорожья, как Вы помните. Родные с поволжья приехали туда перед войной - то есть совсем вскоре "после". И я НИЧЕГО не знала тогда. Какие-то намеки, слухи, отрытые ямы(родилась я в селе Запорожской области), но все связывалось только с немецкой оккупацией. В Вашем случае, видите, "неровности правильными рядами", значит хоронили,в могилы. А в книге, о которой речь - в основном, что сбрасывали в общие ямы часто полуживых людей - и это не пропаганда, а просто обыкновенные старички и старушки вспоминают...
frantyszek From: frantyszek Date: February 21st, 2008 06:47 pm (UTC) (Link)
Три историйки:

1) Мой русский дед - до поры, до времени фанатичный коммунист - где-то в начале 50-х попал в тюрьму за... клок гнилой соломы (солома с полей не убиралась, гнила там и мой дед вместе со своими двумя дочерями, в т. ч. и моей будущей мамой, как-то ночью выехал на поле и собрал, дабы покормить скотинку, несколько охапок этой соломы, но кто-то увидел, донес и дед оказался за решеткой). Ему сильно повезло - "таракана" не стало, деда оправдали, предложили вернутся в партию, но дед предложивших послал на три русских буквы. Коммунистические убеждения как рукой сняло. В тюрьме он пробыл где-то с полгода. Но и этого оказалось достаточно.

2) Мой русский прадед - отец моей бабушки - имел большую семью. Я знаю только пяти его детях. Но, на деле их было больше. Работали не покладая рук. Прадед не только занимался землей. Он тачал сапоги. Зимой ходил на зароботки в Ленинград, пешком. Занимался там, в частности, землеройными работами в т. ч. - расширял и чистил каналы. Никогда никаких батраков не было. Но - несколько лошадей и коров, да еще и крыша крыта железом. Значит - кулак. В селе - нелюбят. Постановили раскулачить. Отобрали скот - в скором времени издохший, ибо о нем не особенно заботились, сняли с крыши железо. Теперь крыша как у всех крыта дранкой. Ничего больше, даже никаких репрессий. Стал таким же "голодранцем" как все. И все сразу успокоились, даже полюбили (сапоги ведь тачал хорошие!). Это еще не разгар раскулачиванья. Вывод - мерзкая завистливость. Не "чтоб все были зажиточными", а "чтоб никто не жил, не дай Бог, хоть чуть-чуть лучше меня". На этих мерзких чувствах сов. власть и играла. Потом хреново, правда, стало всем.

3) Никогда от своего укр. деда не слышал ничего о Голодоморе. Он вообще был если и не скрытен, то, по крайней мере сдержан в своих воспоминаниях. Но мой украинский прадед - отец деда - вместе с семьей жил как раз в тех местах, где свирепствовал голод. И выжил. Всегда удивлялся - почему? И вот совсем недавно обнаружил ответ. Мой прадед жил в селение (ныне ПГТ) - Велика Лепетиха. И вот в поисках материалов об Великой Лепетихе обнаружил интересные сведения о Голодоморе. Да - жертв там было очень много, но, не в пример меньше, нежели в других районах юга Украины. А дело все в... плавнях (о которых отец мне много рассказывал - будучи ребенком несколько раз гостил у своих дедушки с бабушкой). Именно плавни и Днепр-кормилец помогли спастись многим людям. Во-первых - рыбная ловля. Во-вторых - тайные огороды в плавнях, куда "советы" не совались.

4) Вроде не совсем про голод... И все же... У моей русской бабушки, которой сейчас уже 96 лет, хранится старинная, века 19-го икона - Николай Чудотворец, в киоте, с золоченым окладом, изумительно профессианально написаная (в реалистичной манере). Интересна ее история. Эту икону, перед смертью, видимо, моей бабушке отдала ее лучшая подруга. Подруга была украинкой. Носила фамилию (не смейтесь) - Ющенко. Как рассказывала мне моя малограмотная бабушка - семья Ющенко бежала с Украины в Россию (и оказалась в Тверской, тогда - Калининской области) от страшного голода. Это были как раз 30-е годы. Вот так - первые сведения о жутком голоде на Украине я узнал отнюдь не от своих украинских родичей, а от моей русской бабушки. Такие вот житейские истории.
frantyszek From: frantyszek Date: February 21st, 2008 06:53 pm (UTC) (Link)
Да-а-а... Уже и считать разучился. Историй-то четыри, а не три...
alicebrown From: alicebrown Date: February 21st, 2008 07:10 pm (UTC) (Link)
Нет, не думаю, что россияне равнодушны к этой теме. Взять хотя бы рассказ Александра Иличевского "Воробей", который был опубликован в 2005 году в седьмом номере Нового мира. Когда я его читала, то с трудом сдерживала слезы, и сразу же вслед за ним вспомнила и рассказы бабушек, не только родный.
Рассказ можно прочитать вот тут: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2005/7/ili6.html
emarinicheva From: emarinicheva Date: February 21st, 2008 07:52 pm (UTC) (Link)
Я тоже читала этот рассказ. Хороший. Но больше не попадалось ничего стоящего - ни про голод, ни про раскулачивание. Честно говоря, мне кажется, мы еще не знаем своей истории, настоящей истории. Не знаем имен русских подвижников и святых в миру, которые сопротивлялись бесчеловечным тискам, помогали другим.Моих обеих бабушек(их семьи, когда они еще были малы) раскулачили. сослали. Но подробностей не знаю, и спросить не у кого.Смешная вещь (если применительно здесь слово "смешной") русских бабушек раскулачили, из их семей мало кто выжил, а в то же время украинская бабушка моего мужа - с Западной Украины - была "на верху", одно время даже входила в украинское правительство (в Харькове).И, что итересно, пошла в революцию на волне украинского национализма, так там и осталась. А потом - 20 лет Колымы. Вот об этом рассказывала много, я сохранила записи ее и ее седых подруг по тюрьмам и ссылкам. Может и она каким-то образом приложила невольно руку к страшным событиям в своей родной Украине? Кстати, одним из главных участников-организаторов трагедии Голодомора считается Постышев. Тоже сидел потом. В тюрьме даже хохма такая ходила(бабушка украинская рассказывала): что значит ППП? Это Постышев понес парашу. Такой вот черный юмор.Трудно глядеть широко открытыми глазами в прошлое - где такой борщ, что ой-йой!
alicebrown From: alicebrown Date: February 21st, 2008 08:17 pm (UTC) (Link)
Да, самое страшное это молчание. Знаем мало, согласна. Но даже то, что знаем держим про себя. Иногда в разговорах что-то прорывается, но в основном молчим. А странные, нет, даже страшные слова одной из моих бабушек, сказанные ею о собственном отце, моем прадеде: "Слава богу он умер в 1926 году". Долго, очень долго я не понимала почему она так говорила, а потом поняла. Он преуспел в НЭП, так и должно было быть, он был на редкость умелым и дельным человеком (во всяком случае таким он предстает в ее рассказах) и чтобы было с ним и его хозяйством в 1929 году? Мне даже представить и то страшно.
Благодарение богу никто из моих родственников в России не пострадал. Пронесло, возможно, потому что старались держаться подальше от власти.
essy_aka_tigra From: essy_aka_tigra Date: February 21st, 2008 10:37 pm (UTC) (Link)
Cсылку на рассказ своей мамы уже вижу, да :)
Позвольте дать вам ссылку на воспоминания людей, переживших Голодомор, которые собрала моя двоюродная бабушка.
http://essy-aka-tigra.livejournal.com/409548.html
emarinicheva From: emarinicheva Date: February 22nd, 2008 06:38 am (UTC) (Link)
Большое спасибо! Желаю всему вашему замечательному семейству всего самого лучшего!
ad_rem100 From: ad_rem100 Date: April 20th, 2008 01:40 pm (UTC) (Link)

Голодомор - по всей совдепии

Его не могло не быть. Это свойство совдепии. И еще у нее свойство "украинизировать" русских в Южной Руси. Привилось
66 comments or Leave a comment