?

Log in

entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Пора! - Елена Мариничева
emarinicheva
emarinicheva
Пора!
Пропустила День рождения Марины Цветаевой - 8 октября. А родилась она в 1892-м. Это сколько же ей в этом году? 117...
В последние дни прошедшего лета читала книгу Людмилы Швейцер из серии "ЖЗЛ" - "Марина Цветаева". Поняла, что немного-то я знаю о ней. Стыдно сказать, но даже более менее полного сборника стихов Марины у меня нет: раньше она мне казалась слишком, до неприличия, откровенной. Теперь - не кажется.

- Пора! для этого огня -
Стара!
- Любовь - старей меня!

- Пятидесяти январей
Гора!
- Любовь - еще старей:
Стара, как хвощ, стара, как змей,
Старей ливонских янтарей,
Всех привиденских кораблей
Старей! - камней, старей - морей...
Но боль, которая в груди,
Старей любви, старей любви.

Tags: ,

21 comments or Leave a comment
Comments
negippius From: negippius Date: October 10th, 2009 11:34 am (UTC) (Link)
Спасибо,что напомнили эти строки.Я их не перечитывала лет 15,видимо,не очень-то понимала,о чём они.А сейчас ударили в самое сердце...
Да,Марина была штормовой Женщиной:жила на пределе,страдала сама,заставляла страдать близких,любимых и погибла страшно. Трагичнее нет судьбы в русской литературе.
Но как мудра была, как много понимала о нас...Очень хочется взять любимый томик и перечитать любимое,но боязно: "вскрыла жилы -невосстановимо,неостановимо хлещет стих". Выдержу ли?
emarinicheva From: emarinicheva Date: October 10th, 2009 11:44 am (UTC) (Link)
Да...Осторожнее...А это?
"А еще тебе сказала б-
Слушать не спеши -
Что душа твоя мне встала
Поперек души" - (по памяти цитирую)

Кстати, то, что Вы написали, напомнило мне любимое из Пастернака - о том, что "строчки убивают, нахлынут горлом - и убьют".
negippius From: negippius Date: October 10th, 2009 12:18 pm (UTC) (Link)
Да,они очень часто перекликаются: поэтические брат с сестрой. Хорошо,что их роман так и остался эпистолярным: любовь-страсть здесь были бы неуместны,только любовь-дружба и никак иначе.
Люблю их одинаково преданно, и взревновала бы страшно и Её,и Его.Смешно,правда? :)
(Deleted comment)
negippius From: negippius Date: October 10th, 2009 01:45 pm (UTC) (Link)
Именно об этом и надо писать в ЖЖ.
Сколько можно о политике, о "випах",которые не стоят нашего внимания? Осенью нужно секретничать о своём,о женском. Хорошо бы ещё с чашечкой кофе и "Рижским бальзамом".:)
emarinicheva From: emarinicheva Date: October 10th, 2009 01:54 pm (UTC) (Link)
Хм...Да ведь тут, кроме нас, еще народ захаживает. Ежели не коментит - так молчит и смотрит (вот почему предыдущий комент "подлучшила")...:)
Ирина! Хочу на следующей неделе выложить в ЖЖ один свой новый перевод с украинского (небольшой рассказ). Автор - совсем юная девушка, но, по-моему, очень талантливая. Вы когда сможете глянуть? ( в зависимости от этого, я подгадаю день).
negippius From: negippius Date: October 10th, 2009 02:03 pm (UTC) (Link)
Могу глянуть не раньше пятницы,до этого - рабочий марафон.Но почитаю обязательно и с удовольствием.
emarinicheva From: emarinicheva Date: October 10th, 2009 12:53 pm (UTC) (Link)
Да нет, понятно как раз...:) В книге, которую упомянула в посте, прочла, как затосковали в своих стихах, приревновав Пастернака, обе - и Ахматова, и Цветаева (это когда Б.Л., оставив свою первую семью, женился на З.Н.)
From: (Anonymous) Date: October 10th, 2009 05:12 pm (UTC) (Link)
Так ведь ей тогда было сорок с небольшим, если не ошибаюсь - откуда "пятьдесят январей"?
Олег Д.
emarinicheva From: emarinicheva Date: October 10th, 2009 05:27 pm (UTC) (Link)
Умерла (жуткая смерть в Елабуге) 31-го августа 1941-го. Да, пятидесяти январей не прожила. Только 48. Как раз.
P.S. Лучше б не спрашивал...:(
From: (Anonymous) Date: October 10th, 2009 05:40 pm (UTC) (Link)
Не надо поддаваться магии цифр. Вспомни ответ на главный вопрос мироздания в "Автостопом по галактике" Дугласа Адамса.
Олег Д.
emarinicheva From: emarinicheva Date: October 10th, 2009 05:41 pm (UTC) (Link)
:)
From: (Anonymous) Date: October 10th, 2009 07:22 pm (UTC) (Link)
От политки в случае Цветаевой не уйти. Чуть ли не единственный человек, талантливо романтизирующий Белое движение (У Несмелова и Иванова воспоминания скорее о иолодосте, чем о Колчаке и Корнилове), и страшный конец в НКВДшных играх...
пМВ
emarinicheva From: emarinicheva Date: October 10th, 2009 07:33 pm (UTC) (Link)
Сама-то она в них не играла (как абсолютно точно я поняла из названной в посте, очень серьезной книги). А муж - Эфрон - да, заигрался...
From: (Anonymous) Date: October 11th, 2009 09:37 am (UTC) (Link)
Еще одно жуткое прикосновение к судьбе Цветаевой, на совсем другом конце политического спектра - Юлия Друнина, писавшая о Цветаевой...

(А шпионско-военные игры тем и страшны, что деформируют всех, кто попадает в их горизонт событий. Там нет никакой романтики, там главное - не интеллектуализм, а социопатия, умение смотреть на людей как на кусок мяса, предсказуемая рефлексия, позволяющая более сноровисто превратить этот кусок мяса в рубленную котлету. Причем не только на чужих, но и на своих (в смысле -мои сапоги, мои - портянки)...)
пМВ
emarinicheva From: emarinicheva Date: October 11th, 2009 09:42 am (UTC) (Link)
В отношении Ю.Д. - нужно все же делать скидку на возраст.
По поводу "шпионских" игр - Вы совершенно правы. Да, кстити о шпионах, - вчера мельком увидела по телевизору, что скоро - "мировая премьера" - "Детские годы Багрова-внука"... тьфу!... "Юность Штирлица" - вот как :)
lubava From: lubava Date: October 11th, 2009 05:00 am (UTC) (Link)
пустая книга Швейцер
очень много бессмысленной информации

emarinicheva From: emarinicheva Date: October 11th, 2009 06:55 am (UTC) (Link)
Наверное, я до последнего времени не так досконально, как ты, знала биографию и творчество Цветаевой (потому как поэзия ее была мне не очень близка). Так что книжка для меня оказалась - как раз...:)
i_i_samovar From: i_i_samovar Date: October 11th, 2009 11:30 am (UTC) (Link)
Читали ли Вы "Предсмертие" Лидии Чуковской, воспоминания о последних днях Цветаевой? Страшный текст.
emarinicheva From: emarinicheva Date: October 11th, 2009 11:39 am (UTC) (Link)
Нет, не читала. Теперь прочту. Тем более, что Лидию Чуковскую считаю исключительным писателем и человеком. Ее повесть "Софья Петровна"(так, кажется) - едва ли не самое сильное произведение о сталинизме.
i_i_samovar From: i_i_samovar Date: October 11th, 2009 12:40 pm (UTC) (Link)
"Софья Петровна"? А Шаламов? Мне кажется, что рассказы Шаламова -- едва ли не самое важное, что сделала русская проза ХХ века. Это уже не искусство даже, а Свидетельство (в том смысле, в котором Авраам должен был стать Свидетелем Бога).
emarinicheva From: emarinicheva Date: October 11th, 2009 02:25 pm (UTC) (Link)
Безусловно. Согласна с Вами. И все же небольшая и не очень известная повесть Лидии Чуковской лично мне кажется сверх-выдающимся произведением в этой области.
21 comments or Leave a comment