?

Log in

entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Игорь Шевелев: ВСЕ БОЛЬНЫ - Елена Мариничева
emarinicheva
emarinicheva
Игорь Шевелев: ВСЕ БОЛЬНЫ
О состоянии  сознания в современной России:
"... На язык тотальной лжи, господствующий ныне в России, смотрю с ужасом... Как на преступление, нуждающееся в наказании. Как на болезнь, нуждающуюся в лечении или в диагнозе патологоанатома.
Удручает одно: в советское время была способность воспринимать ложь в качестве лжи, а сейчас она у людей исчезла. После 08.08.08 (так историки обозначат момент разлома страны, некогда называемой Россия) удивили не действия властей, но одобрение их со стороны тех, кого считал вменяемыми...
Моральная, интеллектуальная и правовая невменяемость не только власти, но и населения, включая «элиту», яснее всего свидетельствует о распаде сознания, предшествующем распаду страны...
Как вести себя тем, кто считает себя нормальным?
Если ты один, то какова система мысли, с помощью которой можно осознать происходящее? Не свихнувшись от постоянно навязываемого абсурда, оподления языка и лживых координат сознания...
Мы переживаем момент умственного затмения.
Между летним буйством восторга от «России, встающей с колен» до рождественской проповеди о кризисе, данном в наказание, прошло мгновение. Это маниакально-депрессивное состояние с буйством эмоций и усугублением распада. 
Остался единственный дискурс невменяемой власти над другим, расширяющейся агрессии, тотального подавления всего вокруг. Для его носителей, кроме товарищей по партии, есть только две категории людей: враги и предатели.
 .. Время Демосфену жевать камни. А Диогену днем с огнем искать человека, пока его самого не отыщет у метро милиционер, а в глухом дворе не зарежут скинхеды. Как говорили в первые годы перестройки: кому нужна ваша правда?..
Философия невозможна без личности. Но где она сегодня? Кто это сказал: мы оплакиваем миллионы уничтоженных сталинизмом, вместо того чтобы оплакать десятки миллионов выживших, — такими, какими смогли выжить.
...И не говорите, что когда все больны, а один здоров, то это он дурак. Книги пророков сегодня актуальнее газет: «Может ли эфиоп переменить кожу свою и барс — пятна свои? Так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?»
Все — больны".
Эта статья, вернее, я бы сказала, крик отчаяния, написана по поводу книжной серии "Философия России 21-го века". Но о книгах здесь немного. Здесь о нас.
Отсюда:

www.novayagazeta.ru/data/2009/004/29.html
www.novayagazeta.ru/data/2009/004/29.html
Прошу прощения: первый раз неправильно дала ссылку. Если и с этой будут проблемы - смотрите в "гугле" номер "Новой газеты"  от 19 января, раздел "Культура", название статьи "Через пропасть в два философских прыжка".

Tags:

19 comments or Leave a comment
Comments
dinus From: dinus Date: January 20th, 2009 08:27 pm (UTC) (Link)
Вроде все верно, но нечто подобное можно было написать и во многие другие времена и, подозреваю, что можно будет написать... "Все - больны...." А когда ВСЕ были здоровы? это в советские времена нас убеждали, что хороших людей больше, что только "кое кто, кое где у нас порой честно жить не хочет..." А что, в те времена у на мало врали? На самом деле людей, которые стараются быть честными, здоровыми, всегда не много. Другое дело, что, как правило, именно они оставляют заметный след в истории культуры и издали кажется, что они и определяли свое время. "Лицом к лицу" все смотрится несколько иначе. Конечно, давно известно, что время перемен - далеко не лучшее время для жизни. Но когда и кто называл СВОЕ время лучшим?
emarinicheva From: emarinicheva Date: January 20th, 2009 09:05 pm (UTC) (Link)
Все верно. Но, по-моему, этот "вопль" - не констатация факта, а очень личностное переживание некой абсурдности сознания, которое в последнее время уж очень широко распространяется. Теряется общий язык все с большим количеством знакомых - даже так... Я, к примеру, зареклась поднимать среди большинства недавних приятелей некоторые "острые" темы сегодняшней жизни.И не потому, что у людей разные мнения (это бы хорошо!), а из-за неприятия другой точки зрения, агрессивного какого-то неприятия...







gloria_ma From: gloria_ma Date: January 20th, 2009 11:59 pm (UTC) (Link)
Елена, а как Вы считаете, почему пропала "способность воспринимать ложь в качестве лжи", причем так массово? :(
Ведь должен же быть набор рациональных причин, сформировавших эту "отключку"?
emarinicheva From: emarinicheva Date: January 21st, 2009 07:55 am (UTC) (Link)
По-моему, произошло следующее. В "перестроечное" время - конец эпохи СССР - думающие люди кинулись разыскивать правду: газеты, журналы, книги, ТВ - все вдруг стало иным, очень интересным, надо сказать.И мы сами почувствовали себя другими (я была тогда юным,но вполне сформировавшимся человеком) - стали считать себя честными, умеющими эту правду легко отличать. Так с этим чувством и жили. И многие просто "не заметили", что в 90-х все пошло отматываться в иную сторону: под видом "правды" пошло сначала небольшое искажение, на которое все"думающие" поначалу согласились. Помню, на каких-то выборах, ради "благого" дела - чтоб коммунисты не взяли в парламенете верх - что-то вроде того,потом - с середины 90-х - "правда" начала подменяться пропагандой (тоже для каких-то "благих" целей), параллельно (что естественно) стремительно падали в цене только было обретенные понятия чести: помню,к примеру, разговоры всерьез о том, что лучше: здоровый прагматизм или трезвый расчет...Ну и пошло-поехало. А сознание-то после 70-летнего СеСеСеРа(выражение Михаила Эпштейна)и так было не самым ясным, вот и провалилось опять в еще бОльший мрак.Он, этот мрак, качественно иной (в чисто советском мы бы еще отличили тьму от света!)... Но это до поры, на что крепко надеюсь.
gloria_ma From: gloria_ma Date: January 21st, 2009 10:22 pm (UTC) (Link)
Получилась почти формула: ложь+страх+конформизм= даженехочетсядодумывать итог. :(

А можно это протрактовать так? в конце эпохи СССР окружающая действительность резко диссонировала с пропагандой, поэтому в обществе постепенно сформировалась критическая масса "запроса на правду"?
Думающих людей, мне кажется, вообще много не бывает - просто что-то начинает витать в воздухе, что вот все, от академика до уборщицы, начинают хотеть разобраться "в жизни и в себе".
И, конечно, власть уже не в силах была пускать большую Кровь.
Сейчас, когда-нибудь, может быть, тоже повториться? Ложь уже не будет успокаивать, станет отчаянно и потому не страшно...
emarinicheva From: emarinicheva Date: January 22nd, 2009 08:49 am (UTC) (Link)
А ведь Вы очень точно, по-моему, сформулировали!Про особенности восприятия лжи в конце советской эпохи - коротко и верно очень, как и формула Ваша... Может ли повториться такой механизм "освобождения"? Не знаю. Сейчас все слишком ИНАЧЕ, чем было тогда.Что именно "иначе"? Здесь еще надо думать. Навскидку назову следующее: тотальное недоверие людей друг к другу, опасливое даже какое-то отношение к Другому, откровенность в разговоре - редкость большая...Но Вы, судя по времени отправки комента, живете, кажется, в другой стране?
gloria_ma From: gloria_ma Date: January 24th, 2009 06:42 pm (UTC) (Link)
Сформулировала по Вашей подсказке:)
Я из Киева,и не очень часто в ЖЖ, прошу прощения за поздние и с задержкой ответы.
«Умели отличать ложь от лжи». Может только элементарную, привычную? А чуть по изощренней, и поприятней, дергающую за ниточки то ли национального тщеславия, то ли национальной боли, другими словами, в слабые места – вот и сдулись.
Когда-то вычитала умную мысль, кажется, у Мэйса: что, мол, в нач.30-х Государство в Украине съело Общество, подменило собой. Ну, то же самое, годом раньше или позже, произошло у вас - так и катимся с тех пор и мы и вы, привыкши надеяться на верховную власть, что вот она должна решить все вопросы, что надо разрушить, что надо построить, а наше дело – сторона, мы под ней и вне ее.
Никакой целостной оценки "что с нами было и почему это было именно с нами" не произошло - может храбрости не хватило, может, в условиях многолетней селекции, выкосили независимо мыслящих. (зря, что ли в СССР запрещали или очень ограничивали философию).
Вот и очутились мы все после развала СССР изголодавшиеся по элементарному, беспомощные, не-думающие, сердцем голосующие...А власти, которую сердцем и равнодушием выбрали, только и надо чтоб, ни-ни, ни в коем случае не обьединились...Все средства для этого хороши.
Ох, что будет дальше...:( Тоскливо.

emarinicheva From: emarinicheva Date: January 24th, 2009 07:12 pm (UTC) (Link)
Я с Вами, конечно, согласна. Но, знаете, чувство тоски все же гоню от себя ( с ним и жить-то нельзя :)Делаю что могу...Дом свой храню(пытаюсь :), "ближний круг", детей - от "промывки мозгов". Мне близки слова нашего священника и мыслителя Якова Кротова - не впрямую об этом, но все же: "Деспотизм умирает не потому, что против него что-то предпринимают. Деспотизм умирает, когда отказываются делать то, что он приказывает или что ему нравится. Отказываются быть озабоченными лишь материальным выживанием, отказываются быть циниками, отказываются уходить в разврат и пьянство, хамить коллегам и прохожим, отвечать на зло насилием и делать прочие мелкие и крупные дела, составляющие плоть и кровь рабства".Ничего... Еще Андрея Синявского слова люблю о необходимости "жить и мыслить на собственный страх и риск". Вот и рискуем,- пытаемся, во всяком случае...:)
dinus From: dinus Date: January 21st, 2009 12:17 pm (UTC) (Link)
Да, конечно, это именно личное ощущение. Что же касается этого: "из-за неприятия другой точки зрения, агрессивного какого-то неприятия..." , то такое поведение связано, я думаю, с защитной реакцией - люди все время чувствуют себя как в осаде, отсюда - закрытость и "ощетиненность". Как ёжики - свернулись, выставили иголки и фырчат.
emarinicheva From: emarinicheva Date: January 21st, 2009 12:48 pm (UTC) (Link)
Спасибо Вам за "ежика" :( Это же я про себя написала - что избегаю "острых тем", чтоб не провоцировать у других (круг тех, кому "агрессия" не свойственна - все уже) это самое "агрессивное неприятие". Сама-то тешу себя надеждой, что терпима к "другой" точке зрения, что готова ее понять и воспринять - стараюсь, по крайней мере :)Хотя, конечно, все мы хорошИ :))
dinus From: dinus Date: January 21st, 2009 01:58 pm (UTC) (Link)
Да я и имела ввиду не Вас, а именно тех, кто проявляет это самое "агрессивное неприятие". Им, может быть, кажется, что они проявляют силу, независимость, самостоятельность и т.п., а на самом деле, они проявляют страх.
alicebrown From: alicebrown Date: January 21st, 2009 06:51 am (UTC) (Link)
Ой, как я с Вами согласна!!!
malch_u_gann From: malch_u_gann Date: January 21st, 2009 02:57 am (UTC) (Link)
Всё то, что я сейчас прочёл - уже около полугода разрозненными стайками мыслей бродило в мозгах. Сформулировать не мог. А теперь вижу, что определение и без меня нашлось: страна во власти лжи. Ложь пронизывает Россию по всем слоям и направлениям, а мы совсем перестали её замечать, разделять ложь и правду, и это страшнее всего. Как, каким образом в нас отключили механизм, отвечающий за распознавание вранья и адекватную реакцию на это враньё? Мы не видим, не оцениваем, не определяем, не боремся, не восстаём. Мы не видим зла. Мы всему верим, но при этом заявляем, что верить никому нельзя. Загнивающий совок породил диссидентов, а где диссиденты нашего времени? Мы ведь не загниваем, мы уже перевариваемся.
Почему мы молчим? Где мы?
emarinicheva From: emarinicheva Date: January 21st, 2009 08:08 am (UTC) (Link)
Да, ложь. И еще Страх - как чувство подсознательное и быстро реанимировавшееся. Но не стоит, по-моему, отчаянно так... Не все же молчат. Вот и мы с Вами здесь разговариваем. Поверьте, ЖЖ - не самая плохая для этого площадка (уж какая есть!) А механизм, о котором Вы говорите, мы, как мне кажется, сами в себе отключили (да, под давлением обстоятельств, но все же...) - в ответе на один из коментов выше я попробовала сформулировать, как это произошло. Где "новые диссиденты"? В Сов. Союзе для их появления потребовались десятки лет, сейчас время "цифровое", ускоренное..."Будет, будет иначе: с нового завитка - правило Фабиначчи"(из стихов моего молодого друга Любавы Малышевой).
alicebrown From: alicebrown Date: January 21st, 2009 06:47 am (UTC) (Link)
К сожалению не могу прочесть статью целиком. Ссылка не открывается, видимо сайт перегружен.

Но если судить по отрывкам, то мне кажется, что автор впал в ностальгию по СССР, когда люди якобы умели отличать ложь от правды. Поскольку половину жизни я прожила именно в СССР, а не на Марсе, утверждаю, что далеко не все могли отличить ложь от правды, хотя бы потому, что не было у нас информации, вообще никакой. Даже информация о состоянии экономики дозировалась, что уж говорить о книгах, фильмах, спектаклях и прочем.

Это очень поверхностный, очень прямолинейный взгляд и на прошлое, и на будущее, что меня лично удручает. Потому как по дорожке, протоптанной некогда большевиками, мы (те, кто имеет какое-никакое образование и не лишен способности думать) так никуда и не свернули. Очень это печально!

emarinicheva From: emarinicheva Date: January 21st, 2009 08:13 am (UTC) (Link)
Да нет, не впал он в ностальгию по СССР. Попросту не мог впасть - я его знала в те годы лично...
А последняя Ваша фраза, по-моему, полностью перекликается с настроением статьи.
alicebrown From: alicebrown Date: January 21st, 2009 09:22 am (UTC) (Link)
Надо бы мне статью прочесть, тогда мне будет ясно, перекликается или нет. Однако ностальгия по СССР явная, возможно, появилась не так давно.
emarinicheva From: emarinicheva Date: January 21st, 2009 09:31 am (UTC) (Link)
Ох, Элис! Вы даже не представляете, насколько Вы далеки в этом (про ностальгию) от правды - в отношении этого автора... Не думаю, что прочтение всей статьи Вас переубедит (там много, причем не очень понятно, - а это уже из-за путаницы в редакции газеты - о самих книжках). Странно, что ссылка не открывается. Я-то ее правильно указала? Попробуйте через "гугл" - это понедельничный номер "Новой газеты", раздел "Культура".
frantyszek From: frantyszek Date: February 14th, 2009 11:45 pm (UTC) (Link)
Замечательная статья.
19 comments or Leave a comment