?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
СВОБОДА КАК ГРАЖДАНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ - Елена Мариничева
emarinicheva
emarinicheva
СВОБОДА КАК ГРАЖДАНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ
Наверное, сегодня - последний день в этом году, когда уместно говорить что-либо серьезное (на балконе уже ждет своего часа елка...). Я хочу - о свободе. В уходящем году мы, по-моему, сделали много шагов вспять от нее (если иметь в виду широкое понимание этого слова - и как свобода волеизъявления, и как свобода суждений и мысли): вспомните пародию на "выборы" президента, вспомните утвердившуюся чудную стилистику телевизионных новостных  и "аналитических" программ, вспомните операцию по "принуждению к миру"! Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что дальше пятиться уже некуда. К тому же приближается любопытная годовщина. Наткнулась на нее, читая сборник лекций Василия Ключевского. 360 лет назад "личная свобода" гражданина в России была впервые провозглашена  как его ОБЯЗАННОСТЬ. Но...это вызвало бунты и несогласие. Дело в том, что до 1649-го года широко распространена была практика, когда "одно лицо отдавало  свою свободу на время или навсегда другому лицу без права прекратить эту зависимость по своей воле . На этом праве и основывались различные виды древнерусского холопства..."Заложиться" за кого-либо значило: в обеспечение ссуды или в обмен за какую-либо иную услугу отдать свою личность и труд в распоряжение другого. Такие зависимые люди в московское время назывались "закладчиками"... Теперь ( по Уложению 1649-го года) личная свобода становилась обязательной: закладчикам грозило "жестокое наказание кнутом и ссылка в Сибирь", а приемщикам - "великая опала" и конфискация земель.. Но при тогдашней дешевизне личной свободы, льготы и покровительство  считались ценными благами;  отмена закладничества поразила закладчиков  тяжким ударом, так что они в 1649г. затевали в Москве бунт, понося царя всякой неподобной бранью..."Мы поймем их настроение, не разделяя его, - пишет Ключевский - Благо, которое для нас выше всякой цены,  для русского черного человека 17-го века не имело никакой цены".
С тех пор прошло ужасно много лет (вот и еще один год уходит), а мне кажется порой, что мы сейчас совсем не далеки от тех "закладчиков", которые за благо почитали жить не своей волей, и плевать хотели на какую-то там свободу, не приносящую зримых выгод и дивидендов.
Хочу надеяться, что ошибаюсь.

Tags:

25 comments or Leave a comment
Comments
mrs_jk From: mrs_jk Date: December 30th, 2008 10:45 am (UTC) (Link)
Свобода, как обязанность. Еще один оксюморон?
emarinicheva From: emarinicheva Date: December 30th, 2008 11:01 am (UTC) (Link)
Возможно :) Просто хотелось сказать, как это важно - быть свободным: иметь свое мнение, жить своим умом. Этого все меньше и меньше...Как писал Андрей Синявский (один из первых советских диссидентов и отличный писатель) - необходимо "жить и мыслить на собственный страх и риск"(люблю эту фразу).
mrs_jk From: mrs_jk Date: December 30th, 2008 11:07 am (UTC) (Link)
Однозначно необходимо. Но человеку это, к сожалению, не свойственно. На это надо затрачивать энергию, а потом нести ответственность. Без этого гораздо легче. Закон сохранения энергии, к сожалению. Думать начинают только тогода, когда становится совсем плохо...
emarinicheva From: emarinicheva Date: December 30th, 2008 11:13 am (UTC) (Link)
Ну я там написала еще, что, мол, вот сейчас, когда опять Смутное время, без свободного взгляда на вещи - не выбраться!
Да стерла. Что уж перед Новым годом... :)
mrs_jk From: mrs_jk Date: December 30th, 2008 10:51 am (UTC) (Link)
Да, вот еще песенка об этом же http://www.scribd.com/doc/7359934/Neputevka Иваси поют, но по ссылке только текст
emarinicheva From: emarinicheva Date: December 30th, 2008 11:06 am (UTC) (Link)
Ха! Песенка что надо.Салтыков-Щедринские мотивы по-прежнему актуальны.
oleg_orlov From: oleg_orlov Date: December 30th, 2008 11:05 am (UTC) (Link)

СВОБОДА КАК ГРАЖДАНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ

- это в переводе с немецкого? На эту же тему есть перевод с русского: "Свободным можешь ты не быть, но ГРАЖДАНИНОМ быть обязан!"
Очень своевременные переводы, между прочим. :)
emarinicheva From: emarinicheva Date: December 30th, 2008 11:09 am (UTC) (Link)

Re: СВОБОДА КАК ГРАЖДАНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ

Наверное, в этом есть правда: в том, что слова "Поэт"(как в оригинале стихотворения) и "Свободный" - тождественны.
А вот хорошая фраза про переводы:"все наши дни - по сути - переводы с какого-то иного языка".
oleg_orlov From: oleg_orlov Date: December 30th, 2008 11:25 am (UTC) (Link)

Re: СВОБОДА КАК ГРАЖДАНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ

Согласен, но тогда это правда переводчика. Автор оригинала, как я понимаю, считал "Поэтов"(даже с маленькой "п")как раз несвободными. ;)
oleg_orlov From: oleg_orlov Date: December 30th, 2008 11:12 am (UTC) (Link)

Re: СВОБОДА КАК ГРАЖДАНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ

Еще один перевод вспомнил: "Свобода, как осознанная необходимость", - тоже, по-моему, неплохой перевод.
alicebrown From: alicebrown Date: December 30th, 2008 01:49 pm (UTC) (Link)

Re: СВОБОДА КАК ГРАЖДАНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ

Наверное поэтому многим и не нужна свобода, потому что необходима. :)
oleg_orlov From: oleg_orlov Date: December 30th, 2008 10:23 pm (UTC) (Link)

Re: СВОБОДА КАК ГРАЖДАНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ

Нет, не поэтому. Что необходима, согласны. К осознанию этого душа не лежит, легче без осознания.
alicebrown From: alicebrown Date: December 31st, 2008 05:07 pm (UTC) (Link)

Re: СВОБОДА КАК ГРАЖДАНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ

Да, без осознания легче.

С Новым годом!
From: (Anonymous) Date: December 30th, 2008 12:52 pm (UTC) (Link)
Потрясающая цитата и потрясающая мысль.
Лена, это настолько точно резонирует с текущим моментом, что даже не верится, что написано так давно.
Добавить можно только вот что: если не ошибаюсь, вскоре после принятия этого Уложения было введено крепостное право в том виде, в котором оно дошло до 19 века. То есть необходимость-то свободы авторы уложения и Ключевский понимали - как мне кажется, я в этой теме не очень ориентируюсь - по-разному, и Уложение преследовало прежде всего экономические цели, как это ни грустно.
Но в любом случае формулировка Ключевского изумительна!
Спасибо.
С наступающим, заодно уж!
Олег Д.
emarinicheva From: emarinicheva Date: December 30th, 2008 02:00 pm (UTC) (Link)
Спасибо тебе! А я тебя и завтра еще поздравлю. Можно?
alicebrown From: alicebrown Date: December 30th, 2008 01:51 pm (UTC) (Link)

Я согласна с этим, Лена!

Мне тоже кажется, что свобода необходимость. Я это порой кожей чувствую, у меня же два прадеда крестьяне, которым только свобода помогла вывести детей в люди.

emarinicheva From: emarinicheva Date: December 30th, 2008 02:07 pm (UTC) (Link)

Re: Я согласна с этим, Лена!

Вот именно! И все это бред собачий - что несвобода и рабство у русских, будто бы, в крови.Не люблю идиотизм, а в подобных случаях - особенно!
alicebrown From: alicebrown Date: December 30th, 2008 02:08 pm (UTC) (Link)

Re: Я согласна с этим, Лена!

И я не люблю идиотизма про несвободу в нашей крови!!!
emarinicheva From: emarinicheva Date: December 30th, 2008 02:12 pm (UTC) (Link)

Re: Я согласна с этим, Лена!

Не будем про "кровь", дорогая Любовь!(Ведь я знаю, что Вы никакая не Элис - а Люба, Любочка...:)
alicebrown From: alicebrown Date: December 30th, 2008 02:15 pm (UTC) (Link)

Re: Я согласна с этим, Лена!

Не будем!
emarinicheva From: emarinicheva Date: December 30th, 2008 02:26 pm (UTC) (Link)

Re: Я согласна с этим, Лена!

А лучше "будьмо"!(так говорят украинцы, когда чокаются бокалами, но обо всем об этом - завтра :))
alicebrown From: alicebrown Date: December 30th, 2008 03:35 pm (UTC) (Link)

Re: Я согласна с этим, Лена!

Ага! :))
turtle_t From: turtle_t Date: December 30th, 2008 02:59 pm (UTC) (Link)
Замечательное эссе!

Офф-топ: Елена, как там дела с книжкой Евгении Кононенко? Жду не дождусь :)

Edited at 2008-12-30 03:00 pm (UTC)
emarinicheva From: emarinicheva Date: December 30th, 2008 03:05 pm (UTC) (Link)
За похвалу спасибо.
Книга Кононенко выходит на "финишную прямую": сразу после новогодних праздников мне покажут обложку и...! Пока все, кто читает в издательстве(от гл. редактора до верстальщицы) в восторге. Тьфу-тьфу!
(Deleted comment)
emarinicheva From: emarinicheva Date: December 30th, 2008 06:58 pm (UTC) (Link)
Благодарю.С Новым годом! :))
25 comments or Leave a comment