?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
"Война идет. Останкино взяли..." - Елена Мариничева
emarinicheva
emarinicheva
"Война идет. Останкино взяли..."
15 лет назад (ох, и урожайный же этот год на "юбилеи"!), 3-го октября 1993 мы возвращались в Москву из Лондона. Это была моя первая поездка за границу. В Москве еще не было нынешних супермаркетов, по грязным, неухоженным улицам гоняли крысы,
в подворотнях торговали валютой, внутриполитическая обстановка тряслась как на вулкане. Надо ли говорить, как я была ошеломлена и успокоена традиционностью, неспешностью (по сравнению с безумствующей Москвой!) и разумностью английской столицы! Неужели можно жить вот так?- думала я, слушая игру на фортепиано профессора математики и нашего друга, в доме которого мы жили. Помню, Роберта Бернса читали наизусть. Радовались, что нравится одно и то же:" My heart in the Highlands...". Еще профессор читал незнакомое мне, но прекрасное - про нарциссы, сияющие под солнцем и ветром и про то, что, раз увиденные, они вспоминаются в тяжелые времена, и тогда сердце трепещет, как те нарциссы "под солнцем и ветром" (Вордсворт). Политика была вне этого дома(потому что она не лезла нагло тебе в душу, угрожая: если, мол, ты ею не займешься- она вцепится в тебя и твою семью - впрочем, в России вцепится - "по-любому"...) да и вне множества других домов доброжелательного тогда к нам, русским, города. "О, вы как птицы, которых держали в клетке, а теперь они летают по всему миру...", - ласково улыбался наш друг. Ну вот примерно в таком настроении мы улетали из Лондона 3-го октября. Уже потом, восстановив хронологию событий в Москве, я вычислила: Мы в аэропорту Хитроу пошли на регистрацию билетов(около 15.00), а в это же время в Москве, в сторону Крымского моста двинулись несколько тысяч людей, преследуя, в частности, "бегущие неорганизованные группы милиционеров, сминая войсковые цепочки" (хронология уточнена по последнему номеру "the New times"- №39, 2008- http://newtimes.ru/magazine/2008/issue085/doc-58733.html ). Мы прошли на посадку  в самолет(16.00), а с балкона Белого дома (в котором, напомню, вот уже несколько дней как президент страны отключил своим соратникам электричество, воду и канализацию) Руцкой отдает приказ о штурме мэрии и захвате "Останкино". Нам в самолете с улыбками раздают вино и закуски, а мэрия уже захвачена, Ельцин объявляет чрезвычайное положение. Самолет снижается, а возле "Останкино" вовсю идут "вооруженные столкновения, все каналы кроме "России" прекращают вещание, есть раненые и убитые". Естественно, ничего этого там, в небе, мы не знали. Помню лишь неожиданно возникшее тоскливое чувство при снижении самолета - будто "с воли" погружаешься в колодец с напластованиями различных психических и душевных отклонений, где нет места "нарциссам под солнцем"."Бедная, бедная моя Родина!" - думала я, но все же радовалась: домой, как-никак, возвращаюсь,- к сыновьям и маме. Узнали обо всем так. Перед тем как выйти из аэропорта, я подошла к киоску выпить воды. "Ты хочешь?"- спросила мужа. "Нет-нет", - ответил он. Пока продавщица открывала бутылку минералки, я светским и непринужденным тоном ее спрашиваю:"Ну как тут у вас, в Москве? Все в порядке?". "А как же!",- ответила та с каким-то вызовом - "Война идет, Останкино взяли..." Муж молча взял у меня из-под носа (челюсти, как вы понимаете, отвисли у нас обоих) стакан с водой, залпом выпил: "Еще!". Молча вышли из аэропорта, автобусы ходили, метро тоже, только тьма почему-то запомнилась кромешная. От метро "Аэропорт" нам домой через весь город. В вагоне - максимум два-три человека с ошарашенными лицами."Ну слава Богу!" всплеснула руками мама, когда открыли дверь. Старший сынишка, пряча глаза и вытирая их кулаками, отправился спать, младший, ни о чем не ведая, посапывал в своей кроватке. Конечно, мы всю ночь не спали. Сидели у телевизора. Досиделись до стрельбы из танков по Белому дому наутро. Помните, как толпа зевак возле Парламента при каждом "удачном" попадании рукоплескала? И это тоже показывали по телевизору... Моя "бедная Родина" и наши "бедные политики" в очередной раз "решали вопросы" с позиций варварства и силы.
И что, решили? Вопрос риторический...
Напоследок - стихи.

Чего бы проще: с этакой страной
Расстаться? Да она и слез не стоит!
Пусть в метриках ей пишут:
«Отказной
Ребенок-даун, внешне монголоид,

Характер тихий, но порой вязать
Приходится. Лакает водку с чаем.
Протянешь руку — может облизать,
А может откусить. Необучаем».

Всего-то шаг до вольного житья:
Бумажку подписал — и прочь сомненья.
Глядишь, американская семья
Еще заплатит за усыновленье!

Но все нас тянет в эту маету,
Все верится: в диагнозе ошибка,
И нам сияет в аэропорту
Кириллицы щербатая улыбка.

Марина Бородицкая

 

Tags: , ,

30 comments or Leave a comment
Comments
alicebrown From: alicebrown Date: October 3rd, 2008 10:19 am (UTC) (Link)
А мы все эти октябрьские дни работали. Правда кое-кто их сотрудников бегал смотреть как стреляют...
emarinicheva From: emarinicheva Date: October 3rd, 2008 10:24 am (UTC) (Link)
Рукоплескали удачным выстрелам? (черный юмор, хотя ведь было - в реальности!)
From: (Anonymous) Date: October 3rd, 2008 10:28 am (UTC) (Link)
Да уж... Сюр был полнейший - баркашовцы героически сражались за разделение властей; менты и гебешники - за демократические реформы.
Генерал Макашов не мог решить ротную тактическую задачу - взять "Останкино". Патриот Руцкой собрался сдаваться американцам.
Герои-танкисты, палившие по парламенту, через год в Чечне сдались как крысята, заложив своих нанимателей из ГБ.
Зеваки вдоль Москва-реки.
Симпатизировать Ельцину - так он обещал загнать этнических немцев на отравленный ОВ полигон Капустин Яр, развязал Чеченские войны, где его опричники из Таманской дивизии показали себя "бабьём в погонах, озабоченным собственной соцзащитой" (А.Проханов - ну дапидарен порой!). Уж совсем нейтральный очень либеральный Закон о свободе совести, унаследованный от Горбачева, заменил на удушающий Закон 1997 г. Так что кровь в Грузии - на его совести.

Нл неужели читавший Бёрнса лондонский профессор был англичанин? Может шотландец?
emarinicheva From: emarinicheva Date: October 3rd, 2008 10:36 am (UTC) (Link)
Точно! Шотландец! (у него даже юбочка хранилась клетчатая :) Но как Вы поняли?
А по поводу крови в Грузии, которая, якобы, на Ельцине - должна огорчить: она на всех на нас (ведь Вы в России живете? нет?), как и та октябрьская стрельба, как и то, что сейчас происходит. Правда, это мое личное мнение.
О планах Ельцина насчет этнических немцев впервые слышу. Странно что-то...
From: (Anonymous) Date: October 3rd, 2008 10:56 am (UTC) (Link)
Да никогда англичанин не будет шотландца читать. В английских фирмах так забавно травят этих дикарей-хайлендеров. Не увидишь - не поверишь.
Про поселение российских немцев на Капъярском полигоне - это встреча с избирателями Саратовской области году в 1992-м. Радостно говорил - "Мы их на отравленную землю поселим. Пусть осколки выкапывают." Чувствую надо найти источник - факт когда то был общеизвестным. Фрау Элис то о нем хоть знает?

Про то, что кровь на всех нас - Вы совершенно правы. Увы, похоже это понимает не больше 3% населения... Но это в моральном аспекте.
А есть еще и технологический аспект, аспект Realpolitik. И вот согласно ему это все было заложено в 1992 г., когда спецчасти ГБ-ГРУ были посланы в Абхазию (дебют Ш.Басаева). И вот вмешательство России (в чем Вы, конечно абсолютно правы, мы все ЗАПАЧКАНЫ кровью) было запрограммировано именно тогда. При всей нелюбви к конспирологии...


alicebrown From: alicebrown Date: October 3rd, 2008 11:09 am (UTC) (Link)
Говорил, но очень быстро пришлось ему тогда заткнуться. Причём не без помощи друга Гельмута, который без каких либо экивоков, напрямик (как только немцы это умеют) заявил во что может обойтись такая "прогулка" этнических немцев. Хотя их и оставалось их в Поволжье уже совсем мало.
Источник вряд ли найдете. Если только в немецкой прессе что-то осталось, потому что наши постарались замять по полной.

PS. А почему анонимно?
From: (Anonymous) Date: October 3rd, 2008 11:20 am (UTC) (Link)
Анонимно - ибо у меня блога нету.
А газета с выступлением ЕБН лежит у меня в ящиках - у меня просто сейас служебный переезд в новое здание.
Кассета с выступлением (аналоговая) была у Владимира фон Кюнцеля, быв. пробста ЕЛЦ Москвы и окрестностей. Надо спросить -сохранилась ли.

ЕБН скорее заткнулся не из-за друга Гельмута, а из-за того, что воссоздание автономии немцев было снято с повестки дня из-за массовой репатриации. А ФРГ молчала, похоже,июо была заинтересована в скорейшем выводе войск.

Преподобный Михаил Ваннах, пресвитер Реформированной Фундаменталистской Церкви, Тула.

alicebrown From: alicebrown Date: October 3rd, 2008 11:43 am (UTC) (Link)
Репатриация была действительно массовая. Я это очень хорошо помню потому что тогда много было прихожан в нашей церкви и мы едва умещались в малюсеньком помещении.

Думаю, что друг Гельмут тут всё-таки при чём, потому что именно правительство ФРГ финансировало репатриацию, полностью. А кто денежку платит, то и музыку заказывает, не говоря уже о гарантиях федерального правительства немецким бизнесменам, решившимся заняться бизнесом в России. Так что пришлось другу Борису замолчать (это я прилично выражаюсь), нужны были ему немецкие деньги, ох как нужны.

Про вывод войск не знаю, слышала, что ускоренный вывод был инициирован российской стороной, а не немецкой.

Спасибо Вам, что вспомнили.

PS. Наконец-то стали восстанавливать шпиль на кирхе, что в Старосадском переулке. http://s53.radikal.ru/i140/0809/19/13d584824543.jpg
From: (Anonymous) Date: October 3rd, 2008 07:40 pm (UTC) (Link)
О Едьцине и немцах: http://www.rd-zeitung.de/news/kongress.htm

Причем надо сказать, что за 20 лет, 5 полуподпольно, 15 - профессиональной, пасторской деятельности в нищих шахтерских районах Тульской области, я не встретил ни одного случая русского шовинизмаю Ни одного! И чиновники вдали от начальства ведут себя вполне по человечески.
М.
emarinicheva From: emarinicheva Date: October 4th, 2008 06:38 am (UTC) (Link)
Спасибо за очень ценную ссылку. Не встречали шовинистических проявлений? Ну хоть что-то хорошо. Мне кажется, в России, у обыкновенных людей распространено скорее уважение к немцам как к людям умным и работящим ( в русской истории они сыграли огромную роль!), и даже война с немецким фашизмом не смогла это уважение уничтожить.
Р.S. Если Вы захотите, чтоб Ваше сообщение прочитала Элис(об этом-то я ей и сама скажу), нужно поставить его в качестве ответа на ее комент - тогда информация об этом придет и мне в почту (как хозяйке журнала) и ей - как человеку, на реплику которого ответили.
From: (Anonymous) Date: October 4th, 2008 08:10 am (UTC) (Link)
А Элис, как я и предполагал, знала.
М.
posmixator From: posmixator Date: October 3rd, 2008 10:32 am (UTC) (Link)

тоже

вспоминал об этом времени - после того,как прочитал книгу Панюшкина и Зигаря о Газпроме.

У нас в Украине сейчас, кстати, очень похожая ситуация - два политика-врага объединились в парламенте, чтобы отобрать власть у третьего-президента. В лучшем случае - выборы, но как жить после той грязи, которой перепачкали один одного?

кажется, только то, что никто не может ни с кем договориться, и держит всю ситуацию... Украину спасет инерция.
emarinicheva From: emarinicheva Date: October 3rd, 2008 10:41 am (UTC) (Link)

Re: тоже

Я давно вижу эту аналогию. НО! В Украине не хватаются за оружие! не отключают политическим оппонентам электричество и канализацию! То, что у вас тянется уже несколько лет, в России раскрутилось тогда за несколько месяцев. Вы правы, наверное, про инерцию. Хотя со стороны смотреть странновато на эти "союзы". Правда, на "милую мою Родину" и ее поводырей, думаю, смотреть еще более странно...
From: (Anonymous) Date: October 3rd, 2008 10:59 am (UTC) (Link)

Re: тоже

И такое - после СЛОВЕСНОЙ грязи жить можно. А вот те наивненькие детишки, кого танкисты генерала Евневича сожгли в Белом Доме жить уже не будут.
Вот и вся разница.
emarinicheva From: emarinicheva Date: October 4th, 2008 06:56 am (UTC) (Link)

Re: тоже

Воля Ваша, я не идеализирую Ю., Но почему-то уверена, что он не может поднять оружие против соотечественников, пусть и политических оппонентов(и канализацию им тоже отключать не станет)! Как бы не произошло наоборот - со стороны "деловых, энергичных и предприимчивых". Но типун мне на язык за такое даже предположение!
emarinicheva From: emarinicheva Date: October 4th, 2008 08:38 am (UTC) (Link)

Re: тоже

Это я все понимаю - и предпосылки случившегося, и наличие непримиримых противоречий. НО!!! Зачем же канализацию отключать?! И стрельбу по людям среди мирной Москвы организовывать! Это вот никак не могу ни принять, ни оправдать, даже понять не могу. И не хочу.Не было другого выхода? Не верю! Другое дело, что "мудрые политики"( с нашего, конечно, попустительства) к этому клинчу привели. О России пеклись?... Помните, недавно цитировала "Бабий Яр" Кузнецова, где он писал о "двуногих сволочах, которые считают, что ради высших целей можно и нужно убивать"?..
emarinicheva From: emarinicheva Date: October 4th, 2008 11:49 am (UTC) (Link)

Re: тоже

Ну конечно, могло быть хуже. Ну а для тех, кто погиб - хуже, наверное, быть все же не могло...
pereyaslavets From: pereyaslavets Date: October 3rd, 2008 10:50 am (UTC) (Link)
Да, надо же 15 лет прошло!

Только погода была такой же прекрасной!!!
emarinicheva From: emarinicheva Date: October 3rd, 2008 11:00 am (UTC) (Link)
Точно! и ночью, в комендантский час, тянуло на улицу - теплую и шуршащую(листьями). А еще помню, с каким наслаждением милиционеры (или кто там был с автоматами на ночных московских дорогах?) останавливали машины, грубо вытаскивали водителей и "проверяли документы" - у меня высотный дом, и окна выходят на оживленный транспортный "круг".
elena_hochnadel From: elena_hochnadel Date: October 3rd, 2008 11:38 am (UTC) (Link)
В Мемориз!
emarinicheva From: emarinicheva Date: October 3rd, 2008 11:51 am (UTC) (Link)
Простите, не поняла ( я в ЖЖ человек сравнительно новый). Если нетрудно - объясните!
elena_hochnadel From: elena_hochnadel Date: October 3rd, 2008 12:37 pm (UTC) (Link)
Если нажмешь на сердечко над сообщением, то адрес сообщения запоминается отдельно. И такие избранные сообщения потом проще находить, чтобы их перечитать или дать ссылку на них: идешь в Home, там нажимаешь мышкой на "Журнал", а потом на Erinnerungen - но это по-немецки, а как по-русски или по-анлийски. Может быть, "Мемориз" и есть, или "Память".
emarinicheva From: emarinicheva Date: October 3rd, 2008 12:41 pm (UTC) (Link)
За разъяснение и отклик - спасибо. поняла(разъяснения) слабо. потом разберусь :)
nnnkv From: nnnkv Date: October 3rd, 2008 01:01 pm (UTC) (Link)
Про нарциссы - это все же не шотландское, это Вордсворт :-)
emarinicheva From: emarinicheva Date: October 3rd, 2008 01:09 pm (UTC) (Link)
Возможно. чуть позже проверю(английские строчки помню - уж очень хороши). В любом случае - спасибо. Если Вы правы - исправлю в посте (еще и на Вас сошлюсь, что научили :)).
emarinicheva From: emarinicheva Date: October 3rd, 2008 04:55 pm (UTC) (Link)
Проверила. Вордсворт "Daffodils". Мне наука: доверять надо жж-юзерам :))В тексте поправлю, ну уж не буду на Вас ссылаться - как-то там неуместно. А здесь - низкий поклон: my heart ...dances with daffodils :))
30 comments or Leave a comment