?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
ЖЖ КАК ТЕКСТ, И ВСЕ МЫ ПЕРСОНАЖИ ( К ИСТОРИИ ОДНОГО ОБМАНА) - Елена Мариничева
emarinicheva
emarinicheva
ЖЖ КАК ТЕКСТ, И ВСЕ МЫ ПЕРСОНАЖИ ( К ИСТОРИИ ОДНОГО ОБМАНА)

     Я уже замучилась отслеживать по поисковику, где в очередной раз начинают обсуждать мою статью под названием "Интер?Нет!", опубликованную в ПЕРВОАПРЕЛЬСКОМ номере журнала "Компьютерра"  http://offline.computerra.ru/2008/729/354324/. Как правило, кроют меня на блогах, где в энный раз начинают  ее обсуждатьть, почем зря, или - еще того хуже -

рьяно соглашаются с изложенным в ней. Каждый раз бегу туда, вклиниваюсь в разговор, объясняю: так мол и так, это был розыгрыш, обман, в соавторах (Виктор Тюлень) числится мой серый кот под собственным своим именем "Тюлень" - "Виктором" был его предшественник,  "обнародованных" мною выводов ученых о жутких последствиях для психики виртуального общения не существует и пр. и пр. Надо сказать после некоторых подобных моих "набегов" в чужие журналы у меня появились одни из самых лучших, тонких и остроумных фрэндов  из числа их хозяев (не стану называть, - те, о ком речь - и так знают). И только владелец одного блога не только не захотел улыбнуться, узнав правду, но даже "забанил" меня не желая разуверяться (пока что это у меня единственный "бан" в ЖЖ). Но это ладно. Грустнее для меня другое - некоторые из фрэндов, приняв поначалу все, изложенное в статье, за чистую монету (на блог я выложила PDF первого апреля, когда бумажная "Компьютерра" поступила уже в продажу, но у статьи еще не было интернет-адреса), так вот, некоторые из фрэндов начали на полном серьезе ее обсуждать, а  узнав, что это розыгрыш (несколько часов я не поддавалась и держала серьезную мину, но очень скоро открыла все карты),  не то чтобы обиделись, но ... перестали у меня появляться (хотя до этого мы общались часто и интересно). Причем речь о чудесных, доверчивых людях. И никакие мои возгласы о том, что самые умные и добрые как раз доверчивы, что лишь законченные дураки никому не верят, поэтому и "День Дурака" - все эти возгласы, по-видимому, значения уже не имели. Вот почему я хочу объясниться и рассказать, хоть и коротко, что я на самом деле думаю о нашем с вами пребывании  в пространстве виртуального общения.
 Сочиняя к первоапрельскому номеру свой  "Интер? Нет!!", я думала только об одном: чтоб обман не был раскрыт сразу же. Полагала, что это невозможно, и мою "хитрость" раскусят с первых же строк. Чего стоит этот параноидальный стиль,  намеки на ФБР и ЦРУ, разработавших "самый античеловечный проект последних десятилетий - Живой Журнал", или основной постулат материала, что де "виртуальное общение существует для разъединения и так незнакомых между собой людей" ! Ну разве не бред?!!  Уже позже, видя мое отчаяние по поводу достаточно широкого восприятия всего этого "всерьез" (не о том я волновалась, как оказалось!) мой друг dinus  - cпециалист по высшей нервной деятельности (это она придумала абракадабру - "жуткие" выводы ученых) рассказала мне об "эффекте Барнаума". Его сформулировал более ста лет назад хозяин американского цирка. Звучит он примерно так : "70% людей всегда готовы поверить в самые невероятные вещи". Про этот эффект  знают те, кто знаком с психологией влияния. Ни я, ни мои дорогие фрэнды, ни хозяева блогов, где  принялись склонять меня и моего Тюленя, этого не знали. Ну и ладно. Будем знать теперь... Но что-то я не перейду к главному - что же на самом деле я думаю про ЖЖ? Это сформулировать сложнее, потому что ругать и злословить (хоть и понарошку) всегда легче. Скажу, как получится. Наше с вами здесь присутствие я воспринимаю как художественный текст. А мы все - его персонажи. То есть - литературные герои, которые живут и действуют, любят и страдают, рассказывают о себе и слушают других. Да, мы не видим друг друга, не слышим, не можем взять за руку или... залепить пощечину :), но здесь дела посерьезнее: мы общаемся своими внутренними смыслами, улавливаемыми словом. Согласна, порой один лишь взгляд, одно реальное прикосновение - скажут больше, чем тысяча слов! Но они же - могут сказать и гораздо меньше, и даже ничего вообще не сказать... Виртуальное общение - обманное?Не более, чем хорошая литература, над сюжетами которой человек и плачет, и смеется, и переживает  едва ли не острее, чем повседневную обыденную жизнь. Но и разница есть колоссальная: "персонажи" нашего длящегося романа, который развивается по своим законам (а любой  настоящий писатель скажет вам, что и банальный литературный роман живет своей жизнью, независимой  от автора) так вот, "персонажи" нашего романа  -  настоящие, живые люди, пусть со странноватыми порой "юзерпиками", с еще более странноватыми "профайлами" (из которых часто все равно ничего не узнаешь), - тем не менее с настоящими страстями, обидами, умными или бестолковыми мыслями-коментами, которыми мы одариваем друг друга. Тупой обыватель не станет заводить себе ЖЖ - вот еше! лучше телек посмотреть! или выпить-закусить! или - лишний рубль в это время заработать! Блоги, по-моему, заводят люди с некоторой душевной тоской - либо по себе подобным, либо по выражению себя в этом "подлунном мире", либо  - по ощущению свободы,  которая невозможна в стянутом условностями пространстве "оффлайн", либо - по возможности высказаться, пока тебя еще хоть кто-то способен услышать (я уж не говорю "понять", что по нынешним временам стоит воспринимать вообще как милость)...И я здесь - не исключение.
 "Интер? Нет!!" - называлась та моя "достославная" статья в "Компьютерре" (знали бы вы, как  она мне надоела!!). Если бы я говорила серьезно, от души, заголовок (да и сама статья, конечно) был бы совсем-совсем другой, а именно: "Интер? Да!!"
И напоследок - немного из Окуджавы (по случаю):
...Целый век играет музыка
Затянулся наш роман,
Он затянулся в узелок,
Горит он - не сгорает.
Ну давайте ж успокоимся,
разойдемся по домам,
но музыкант играет вальс,
а я опять гляжу на Вас,
а Вы глядите на него,
а музыка играет...

Tags:

52 comments or Leave a comment
Comments
alicebrown From: alicebrown Date: June 1st, 2008 07:04 pm (UTC) (Link)
Да, конечно, да Интернету! Выпьем за его здоровье!
emarinicheva From: emarinicheva Date: June 1st, 2008 07:32 pm (UTC) (Link)
Выпьем и закусим? Как тот мой "обыватель"? :) Можно, конечно. Да, боюсь, наворочаем тогда на своих блогах не пойми чего... :))
olehkots From: olehkots Date: June 1st, 2008 07:21 pm (UTC) (Link)
до речі, думка проста, але цікавіша за традиційно концепцію "блога-як-віртуального-тіла", це добре:)

а щодо історії з ефектом віри 70% у неймовірне, то Вам уже можна в чорні піарщики вже йти:) приїздіть в Україну, в нас постійно вибори, таких фахівців хапають з руками й ногами:)))
emarinicheva From: emarinicheva Date: June 2nd, 2008 08:47 am (UTC) (Link)
Нет уж, как говорится "лучше Вы к нам". не хочу, чтобы меня "с руками и ногами"... Рада, что Вам показалась интересной моя мысль о ЖЖ как тексте и его родственности художественной литературе.
maryxmas From: maryxmas Date: June 1st, 2008 07:47 pm (UTC) (Link)
он не Барнаум, он Барнум
после стольких лет в жж я лично не удивляюсь уже ничему -- после того, как прочитала у одного довольно вменяемого юзера огромный пост про то, что музыку Битлз придумали в лабораториях ЦРУ.
от российской прессы никто ничего хорошего уже не ждёт. так что не удивлюсь, если многие восприняли статью как попытку отвратить людей от ЖЖ, направенную рукой ФСБ.
как те жж-сты в погонах, которые перед каждым важным событием в реале устраивают грязевую информационную волну.
emarinicheva From: emarinicheva Date: June 1st, 2008 07:56 pm (UTC) (Link)
О! Как восприняли (имею в виду того, кто меня "забанил") - ни в сказке сказать, ни пером описать!
zvjazkovyj From: zvjazkovyj Date: June 1st, 2008 08:29 pm (UTC) (Link)
Спасибо, почитал.
А середка-то вполне реалистична :))
emarinicheva From: emarinicheva Date: June 1st, 2008 08:40 pm (UTC) (Link)
Ну при желании можно и так посмотреть. Только здесь важна интонация - ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНАЯ в статье (для пущего эффекта, специально избранная).Она-то "реализм" размывает и верить ей, как и всему, что таким, пренебрежительным тоном сказано, лучше бы не надо.Но вот, поверили многие на мою голову ... :)
dinus From: dinus Date: June 1st, 2008 08:56 pm (UTC) (Link)

точное попадание

Мне кажется, что Ваша статья потому вызвала такую активную реакцию, что попала в болевую точка, оказалась очень узнаваемой. Все, кто хоть что-то читает или слушает об Интернете, встречал статьи, которые его ругают, пишут о его вреде и т.п. Ну, а то, что все нехорошее (от спида до погоды) исходит из ЦРУ - это вообще модная тема. Поэтому читатели и не обратили внимания на дату выхода статьи. От большинства подобных она отличалась тем, что автор умеет писать и знает русский язык (образования не скроешь), поэтому захотелось обсудить "горячую" тему... А тут такой подвох! По сути, обижаться надо каждому на себя, что "купился". Но, увы, часто люди склонны обижаться на кого угодно, только не на себя. Теперь Ваш ЖЖ для них - неприятное напоминание о "проколе" и туда лучше не ходить.
А то, что приходится "бегать" по чужим журналам и разъяснять свою позицию - так это расплата за удачную провокацию и популярность! А может - пусть себе обсуждают как хотят?
emarinicheva From: emarinicheva Date: June 1st, 2008 09:11 pm (UTC) (Link)

Re: точное попадание

Ну везде не набегаешься. Где-то и обсуждают "как хотят"(тем более там, где меня "забанили") , но лучше, по-моему, все же вмешиваться. Недавно одной замечтельной женщине (теперь она мой фрэнд), которую обидели небрежным обращением в ЖЖ, отрывок из моей пресловутой статьи привели в качестве утешения - вон, мол, как все погано в этом ЖЖ, и в журналах даже об этом убедительно пишут - не обращай, мол, внимания.Ей, как и следует ожидать, стало от такого известия только хуже на душе. И мои объяснения (от нее почему-то скрыли, что это статья из первоапрельского номера) пришлись как нельзя кстати. Популярность? Да какая там популярность! И не нужна она такой ценой. Что касается "расплаты" - она совсем не так плоха - я же сказала, что едва ли не лучшие, тонкие и остроумные фрэнды пришли ко мне с этих вот блогов, где затеяли обсуждения, а потом посмеялись вместе со мной... :)
menudo_culete From: menudo_culete Date: June 2nd, 2008 05:46 am (UTC) (Link)
ну мне прям стыдно должно быть.
То ли ЧЮ у меня отсутствует, то ли я неспособна на чтение серьезных вещей, но статью эту я помню весьма смутно и только благодаря коту. ))))
Мне кажется - это конкретно _интеллигенция_ определенного толка подвержена сему эффекту Барнума. Вспомните Кашпировского - как стонали по нему приличные вполне женщины.
Наверное, я не воспринимаю у Вас то, что выходит из моего шаблона восприятия Вас. этот шаблон замечателен и очень мне приятен.
Вот. Иногда тупость - тоже оберег для мозгов )))).
emarinicheva From: emarinicheva Date: June 2nd, 2008 06:01 am (UTC) (Link)
Это не тупость - это здравый смысл, который не дает вестись на провокации.
Вы живете вне наших рос. реалий с их поисками врагов бесконечными, подозрительностью и готовностью к недружественно-предательским словам и действиям, к недоверию и пр. Кто в этом во всем здесь варится - вынужденно, бывает,и откликается на "погудки" такого рода. Ни вины, ни глупости ничьей здесь нет (разве что моя, раз не смогла предвидеть все это и невольно организовала действительно не шутку и не обман, а какую-то злую ПРОВОКАЦИЮ - точное слово назвала здесь "dinus"). Сейчас на часок в лес уйду. будет желание ответить - пишите обязательно: я же отвечу чуть позже.
tratata2008 From: tratata2008 Date: June 2nd, 2008 07:21 am (UTC) (Link)
Мне абсолютно не понятно зачем вы "носитесь" по ЖЖ и всем объясняете про свою первоапрельскую шутку? Ну, пошутили. Кто-то не понял, кто-то посмеялся, кто-то сделал выводы... Надо идти дальше. Или будете так до сканчания века всем объяснять? ;)
emarinicheva From: emarinicheva Date: June 2nd, 2008 08:54 am (UTC) (Link)
Наверное, Вы правы. Просто моего опыта существования в ЖЖ еще недостаточно (всего несколько месяцев), чтобы правильно сообразить, как надо поступать.
don_doctor From: don_doctor Date: June 4th, 2008 04:37 am (UTC) (Link)
гы! розыгрыш в своё время удался!) (хотя я всегда ревниво отслеживаю первое число, зная, чем оно пахнет).
но, подумал я, может быть НЕ ВСЕ МАТЕРИАЛЫ первоапрельские? )))) ноивный я чукодский юношо. хотя, нет худа без добра, да, лена? ;-))) привет тюленю!!!!
emarinicheva From: emarinicheva Date: June 4th, 2008 06:01 am (UTC) (Link)
"Спасибо!"- отвечает басом Тюлень, ну и я иже с ним. :)
И спасибо за интересный вечер и знакомство с М., и за то, что времени своего не пожалели, и оказались симпатичным человеком - за это тоже. :)
theodosien From: theodosien Date: June 9th, 2008 01:18 pm (UTC) (Link)
так приходить слава! :)
emarinicheva From: emarinicheva Date: June 9th, 2008 01:37 pm (UTC) (Link)
Спасибо, не надо :) Перефразируя нашего с Вами любимого Тарковского: "Приходит и уходит, а ты из сада - прочь...". Читаю "Мартиролог", о котором писала. Скоро расскажу.
52 comments or Leave a comment