?

Log in

entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Наум Коржавин - Иосифу Бродскому. Латвия/Украина. - Елена Мариничева
emarinicheva
emarinicheva
Наум Коржавин - Иосифу Бродскому. Латвия/Украина.
Эти стихи написаны Наумом Коржавиным (русским поэтом, родившимся в Киеве) раньше, чем остро обсуждавшееся вчера (да и не только вчера!)  "На независимость Украины" Иосифа Бродского. Так что, конечно, это не прямой ответ. Просто пример - ДРУГОГО подхода и ДРУГОГО отношения.: 



 Наум Коржавин

БРАТСКОЕ КЛАДБИЩЕ В РИГЕ
Кто на кладбище ходит, как ходят в музеи,
А меня любопытство не гложет — успею.
Что ж я нынче брожу, как по каменной книге,
Между плитами Братского кладбища в Риге?

Белых стен и цементных могил панорама.
Матерь-Латвия встала, одетая в мрамор.
Перед нею рядами могильные плиты,
А под этими плитами — те, кто убиты.—
Под знаменами разными, в разные годы,
Но всегда — за нее, и всегда — за свободу.

И лежит под плитой русской службы полковник,
Что в шестнадцатом пал без терзаний духовных.
Здесь, под Ригой, где пляжи, где крыши косые,
До сих пор он уверен, что это — Россия.

А вокруг все другое — покой и Европа,
Принимает парад генерал лимитрофа.
А пред ним на безмолвном и вечном параде
Спят солдаты, отчизны погибшие ради.
Независимость — вот основная забота.
День свободы — свободы от нашего взлета,
От сиротского лиха, от горькой стихии,
От латышских стрелков, чьи могилы в России,
Что погибли вот так же, за ту же свободу,
От различных врагов и в различные годы.
Ах, глубинные токи, линейные меры,
Невозвратные сроки и жесткие веры!

Здесь лежат, представляя различные страны,
Рядом — павший за немцев и два партизана.
Чтим вторых. Кто-то первого чтит, как героя.
Чтит за то, что он встал на защиту покоя.
Чтит за то, что он мстил,— слепо мстил и сурово
В сорок первом за акции сорокового.
Все он — спутал. Но время все спутало тоже.
Были разные правды, как плиты, похожи.
Не такие, как он, не смогли разобраться.
Он погиб. Он уместен на кладбище Братском.

Тут не смерть. Только жизнь, хоть и кладбище это...
Столько лет длится спор и конца ему нету,
Возражают отчаянно павшие павшим
По вопросам, давно остроту потерявшим.
К возражениям добавить спешат возраженья.
Не умеют, как мы, обойтись без решенья.

Тишина. Спят в рядах разных армий солдаты,
Спорят плиты — где выбиты званья и даты.
Спорят мнение с мнением в каменной книге.
Сгусток времени — Братское кладбище в Риге.

Век двадцатый. Всех правд острия ножевые.
Точки зренья, как точки в бою огневые.
1962


Tags: ,

41 comments or Leave a comment
Comments
mackrotk From: mackrotk Date: May 20th, 2008 09:05 am (UTC) (Link)
Хорошее стихотворение.
Правда, вот это - "встал на защиту покоя" - словно бы с оглядкой на стоящую за спиной советскую власть... Поскольку встал он не только и не столько на зашиту покоя, но...
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 20th, 2008 09:36 am (UTC) (Link)
Мне кажется, Саша, Вы невнимательно прочитали. Это же речь идет о "первом", который пал "за немцев" - на самом деле, мстя за "акции сорокового". Думаю, здесь речь идет о покое мирной жизни до Советов.
mackrotk From: mackrotk Date: May 20th, 2008 09:52 am (UTC) (Link)
Нет, Лена, я прочитал внимательно. Тот, кто пал "за немцев" - пал, в первую очередь за свободу, составной частью которой является, конечно, и покой. Но лишь меньшей ее частью. Поскольку - он нам только снится.
И, соотвественно, у читателя неискушенного, особенно воспитанного на советской ехидной критике "мещанского покоя" (стихи-то 62-го года), может остаться осадок, мол, да, у него была своя правда, но какая мелкая. Наши-то партизаны их от фашизма освобождали, а этот лишь о покое думал. Тем более, что в сознаии совеского человека словосочетание "покой мирной жизни" выглядело оксюмороном. Мирная жизнь - это ведь борьба за построение светлого будущего. О каком покое тут может идти речь? Конечно, о мещанско-буржуазном...
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 20th, 2008 10:03 am (UTC) (Link)
Ну да, если так прочитать - Вы, конечно, правы. Хорошие поэтические строчки тем и хороши, что по-разному их прочитать и понять можно.
bajdykevic From: bajdykevic Date: May 20th, 2008 09:19 am (UTC) (Link)
красиво
очень тонко
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 20th, 2008 09:43 am (UTC) (Link)
Да. И красиво, и тонко, а главное - мудро.По нашим-то временам - вообще неожиданно. Получается, поглупели за прошедшие годы мы: теперь ведь подобный подход мало кому понятен, мало кто готов его поддерживать(это по ЖЖ-шным дискуссиям ой как видно! - да и вообще по всему...) Спасибо хорошей поэзии, что способна пробиться из глубин десятилетий и оказаться ко времени и к месту.
bajdykevic From: bajdykevic Date: May 20th, 2008 09:45 am (UTC) (Link)
ну
будем надеяться
другого ничего не остается... :-/
menudo_culete From: menudo_culete Date: May 20th, 2008 09:20 am (UTC) (Link)
эти стихи публиковались в советское время?
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 20th, 2008 09:27 am (UTC) (Link)
Наверняка, нет. Мне это стихотворение прислали сегодня по почте в ответ на вчерашнюю дискуссию. Поспешила выложить - так как, считаю, оно того стоит.
Особенно в известном контексте.
maryxmas From: maryxmas Date: May 20th, 2008 09:27 am (UTC) (Link)
хорошее стихотворение.
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 20th, 2008 09:47 am (UTC) (Link)
Очень хорошее. А написано-то - почти пол-века назад! Получается работа мысли вспять пошла в последующие годы, особенно сейчас, так что ли?
From: galina_tuz Date: May 20th, 2008 09:51 am (UTC) (Link)
Здесь уместно открыть дискуссию о творчестве шестидесятников вообще. Им ведь очень здорово досталось за последнее время, кто их, бедных, только не пинал. А ведь они -удивительное поколение. Последние идеалисты...
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 20th, 2008 09:57 am (UTC) (Link)
Разные среди них были. Если честно, идеалистов-романтиков не очень люблю. И Наум Коржавин им никак не был. Помню, замечательную его книгу "В соблазнах кровавой эпохи", где он и сам разделывался с романтикой шестидесятничества.А вот эти стихи прочитала впервые - раньше не знала о них.
taki_net From: taki_net Date: May 20th, 2008 10:01 am (UTC) (Link)

Кстати

Я слышал от Коржавина, что он не может восстановить текст стихотворения 1954 года, под заглавием "В.Молотову", последние строки

а я видел людей на снегу
а я видел могилы в снегу
я поддерживать вас могу
уважать вас уже не могу

Вы или Ваш корреспондент случайно ег не знаете? Я держал в руках в начале 1980-х самиздатский сборник с этим текстом, но не могу его теперь отследить.
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 20th, 2008 10:07 am (UTC) (Link)

Re: Кстати

Эти строчки тоже впервые слышу. Может и удастся отыскать.
alicebrown From: alicebrown Date: May 20th, 2008 10:18 am (UTC) (Link)
Хорошо помню это место в Риге. А еще комментарии деда к могилам латышей, воевавших за немцев. В основном не политкорректные.

А стихотворение очень хорошее, как впрочем и стихи Бродского про Украину. Очень личные, но в этом их сила.
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 20th, 2008 10:28 am (UTC) (Link)
По поводу стихов Коржавина - согласна:очень хорошие. По поводу стихов Бродского об Украине: такими простыми словами о них сказать не могу. Уместнее иные слова: "противоречивые" или даже "ужасные", как назвала их Наталья Евгеньевна Горбаневская (см. мой предыдущий пост), не умаляя при этом значение Бродского как поэта вообще, допуская его право на эмоциональный перехлест, с чем, конечно же, не обязательно соглашаться.
alicebrown From: alicebrown Date: May 20th, 2008 10:33 am (UTC) (Link)
Ну не знаю, что такого ужасного в стихах Бродского? Мне кажется, что даже если это эмоциональный перехлест, то он им был выстрадан. Не на пустом же месте он появился этот самый перехлест.

PS. Предыдущий пост сейчас гляну.
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 20th, 2008 10:46 am (UTC) (Link)
Простите, Элис. О Бродском уже сил нет говорить. В нескольких дискуссиях за эти дни поучаствовала. Добавить к моим уже сказанным словам мне нечего.
alicebrown From: alicebrown Date: May 20th, 2008 10:57 am (UTC) (Link)
Ну я уже написала, простите. Но я думаю, что мы и так понимаем друг друга, без лишних ответов и слов.
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 20th, 2008 11:02 am (UTC) (Link)
Конечно-конечно.
olehkots From: olehkots Date: May 20th, 2008 11:23 am (UTC) (Link)
класний вірш. та й Коржавін взагалі:)
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 20th, 2008 11:33 am (UTC) (Link)
Згодна.
kievljanka From: kievljanka Date: May 20th, 2008 12:25 pm (UTC) (Link)
Спасибо. Про "обойтись без решенья" очень актуально, мне кажется.

emarinicheva From: emarinicheva Date: May 20th, 2008 12:35 pm (UTC) (Link)
Верно. Как и вообще все стихотворение.Особенно сейчас.
dassie2001 From: dassie2001 Date: May 20th, 2008 12:35 pm (UTC) (Link)

Насчет "Разных армий солдат".

Лет 7-8 назад наткнулся километрах в 30-40 от Вены на сельское кладбище вот с такой мемориальной плитой на часовне:



Перевод надписи:

Смерть соединила друга и врага. [По-немецки это звучит в рифму: Freund und
Feind hat der Tod vereint.]
Тихо скорбим о солдатах и гражданских лицах, погибших здесь, в наших родных местах, в апрельские дни 1945 года:
25 солдат Ваффен-СС,
14 солдат Красной Армии,
8 гражданских лиц.
Честь их памяти.
Сельская община Вайсенбах, 1985.



В свое время я написал краткую заметку об этом (но без фотографии)
в Компьютерре:

http://old.computerra.ru/online/influence/9248/

emarinicheva From: emarinicheva Date: May 20th, 2008 12:54 pm (UTC) (Link)

Re: Насчет "Разных армий солдат".

Господи, Алексей! Неужели такое возможно? Значит мы в России сейчас вообще - как первобытные люди - со своими угрозами и агрессивными размежеваниями - что "голосами ведущих" по ТВ, что в ЖЖ-дискуссиях? "Мы - только под прямым уклом, Наперекор один другому"(Тарковский)
Кстати, сегодня в упомянутом Вами журнале появление такой статьи скорее всего было бы тоже невозможно. Я сегодня убрала его(журнала) название из своего профайла - и из "интересов", и из перечня изданий, с которыми сотрудничаю (не напишешь же "сотрудничала").Прочитав последние номера (особенно тот, что выходит сегодня, - поймете- в интернете он, правда, появится не раньше чем через месяц).
dassie2001 From: dassie2001 Date: May 20th, 2008 01:26 pm (UTC) (Link)

Re: Насчет "Разных армий солдат".

С "Компьютеррой" я пересекся в связи со Станиславом Лемом (будучи для него человеком с улицы, организовал, однако, его интервью журналу) и в связи с упомянутой заметкой - общался с Юрой Ревичем. Сейчас не читаю, некогда просто. Так что их политики не знаю.
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 20th, 2008 01:58 pm (UTC) (Link)

Re: Насчет "Разных армий солдат".

В те времена - да! Сейчас политика несколько иная. Ну и ладно.
fantik1 From: fantik1 Date: May 20th, 2008 12:36 pm (UTC) (Link)

Спасибо

Помещу у себя в ЖЖ с вашего позволения.
Умный человек написал и земляк мой
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 20th, 2008 12:57 pm (UTC) (Link)

Re: Спасибо

Конечно, помещайте. Чем больше людей его прочитают - тем лучше. Земляк? А я вот не знаю, откуда он, думала, москвич.
fantik1 From: fantik1 Date: May 20th, 2008 01:06 pm (UTC) (Link)

Re: Спасибо

Мандель-киевлянин.
В "Соблазнах ..."он зачастую бывает многословен и повторяется (я имею ввиду 2-х томник),но Киев описывает блистательно.
Мой покойный тесть(украинец переживший оккупацию)рыдал читая эту книгу.
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 20th, 2008 01:10 pm (UTC) (Link)

Re: Спасибо

Вот как? Это для меня важно. Добавлю сейчас в пост. Спасибо.
ermsworth From: ermsworth Date: May 20th, 2008 12:45 pm (UTC) (Link)
Спасибо, очень мощное стихотворение. "Обо всех больно..." А о Бродском -- вот уже какой день все думаю, думаю... Не оставляет чувство --это не просто поэтический перехлест. Поделилась вчера со знакомым поэтом и переводчиком Е.Б.Рашковским. "Вы ждете от поэта однолинейности?" -- спросил он. Нет, не жду, но все же что-то в этом стихотворении "скрыто". Попробую поискать.
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 20th, 2008 01:04 pm (UTC) (Link)
Поищите, конечно, Еще лучше не в нем, а может вокруг: какова предыстория? Что толкнуло?
Коржавинские же стихи совсем-совсем иного порядка.Меня только ужасно удручает, как далеко изложенное в нем восприятие мира, от того, что мы видим сейчас вокруг себя. А ведь стихи написаны, хоть и нашим современником, но почти пол-века назад! Что же должно было произойти, чтобы все так одурели? В мирное-то время, без "совка", хотя, правда, и с "вождями"...
lilian_111 From: lilian_111 Date: May 23rd, 2008 05:03 pm (UTC) (Link)
Представляете, у нас вчера по 5-му каналу - а это наш главный телеканал- показывали документальный фильм "Живая история. "Совершенно секретно": Победы и поражения генерала Ярузельского" - и там долго доказывали, что польских офицеров в Катыни уничтожило именно НКВД, и даже показали небольшое интервью с Анджеем Вайдой. Какое у нас, оказывается, замечательное телевидение!
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 23rd, 2008 05:17 pm (UTC) (Link)
Раз так, то получается - да, неплохое ("замечательное" может слишком громкое здесь слово).Сейчас вообще по-моему наблюдаются признаки какого-то "разброда и шатания", не знаю, надолго ли и не знаю, принесет ли это хоть какое-то стремление к свободомыслию. Увидим. А Вам бы пост об этой передаче выложить, если запомнили подробности хоть какие-то. Это интересно.
negippius From: negippius Date: May 27th, 2008 08:45 pm (UTC) (Link)
Я сама рижанка. Литератор. Прекрасно знаю Братское кладбище. Не раз там бывала, а не только не слышала никогда стихотворение Наума Коржавина, но и не подозревала о его существовании. Стыдно. Дам обязательно детям, но уже только в следующем учебном году. А жаль, ведь недавно был День Победы, и как бы оно было к месту. Каким интересным мог бы сосотояться разговор с учениками старших классов!
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 28th, 2008 05:02 am (UTC) (Link)
Ну что Вы, "стыдно" тут совсем не при чем! Я его потому и выложила (а прислал друг из другого города), что оно особо неизвестно, да и совсем, можно сказать, было неизвестно, потому как не укладывалось(а сейчас тем более) в "образ национального прошлого", насаждаемый сегодня в России.В Латвии, наверняка, этот "образ" другой, но, наверное, тоже далек от того, что обозначен подходом Наума Коржавина. Кстати, у меня в Риге был когда-то друг - поэт Дайнис Иванс(возглавлял Народный фронт времен его романтической фазы). Вы не знаете, что с ним сейчас? Мы давно потерялись.
negippius From: negippius Date: May 28th, 2008 04:57 pm (UTC) (Link)
Дайнис Иванс живёт и здравствует. В "циничные" 90-е, когда все забыли про национальную идею и начали делить посты, портфели и денежки, он, как человек порядочный, из политики ушёл. И кажется, даже нуждался(у него ведь трое или четверо детей). Занимался немного журналистикой , ещё чем-то подрабатывал. Я видела его пару раз в те годы: прямо скажу-жалкое было зрелище...В 2000-е годы, когда всё более-менее "устаканилось": всё было распределено и всякий знал своё место-кто олигарх, а кто просто очень богатый человек, о нём вдруг вспомнили.Опять пригласили в политику, он руководил чем-то в Рижской Думе.А сейчас, может быть, даже избран в наш Сейм. Но по ТВ его не показывают, интервью с ним не берут, в светской жизни нашего бомонда он не участвует. Так что даже сплетен никаких о нём нет в наших глянцевых журналах. А раз его нет в СМИ, то значит и совсем нет.
Надеюсь, что у него всё более-менее хорошо, так как за все эти бурные годы он -один из немногих, кто смог остаться самим собой и не утратить порядочности.
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 28th, 2008 05:10 pm (UTC) (Link)
Да, я помню, у него было несколько детей, которыми он очень гордился. Встреча с ним - очень светлое воспоминание. Если что вдруг узнаете о нем - сообщите, пожалуйста. Я где-то видела его недавнее фото. И очень удивилась: вместо пышной золотоволосой шевелюры на голове нечто совсем иное, и глаза какие-то невеселые. Теперь понятно, почему.
Рада, что Вы ко мне зашли. Будем встречаться :)
41 comments or Leave a comment