?

Log in

entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Оксана Забужко на Майдане - Елена Мариничева
emarinicheva
emarinicheva
Оксана Забужко на Майдане
Оксана Забужко 13-го декабря на Майдане в Харькове:" Без европейского Харькова нет европейской Украины. А Украина может быть либо европейской, либо никакой... Сегодня солидарность правды- не агрессии, но правды - главная наша сила..."



А вот стихи, которые Оксана читает на этом ролике.  Оригинал и перевод на русский (перевод был предложен  в моём журнале френдом kinder_makinder - журнал исчез, имени его автора я не знаю, но помню, что Оксане его перевод понравился ):

ОКСАНА ЗАБУЖКО:

Історіє, суко,
      ти  знову хапаєш мене за горло,

ти  знову витрушуєш з мене душу,

      ти  знов заганяєш мої думки

      в чорний тунель нутряного крику:

      «No pasaran! Вони не пройдуть!» –

      засипаючи решту овиду

      сірим щебенем ранкових новин,

      інтернет-курявою, як по бомбьожці,

      знов  закрашуєш світ у всього дві барви  зі спектра:

      офірною кров’ю – червоне,

              і коричневе - брудом підлот…

      І знов мене косять безсонні ночі,

      як  площу, по котрій проходить армія,

 і знов я влізаю в танк,

      простукую панцир, підрихтовую коліщатка,

      підкручую слова петицій і апелів, щоб  жодне не затнулось:

      No pasaran! Вони не пройдуть!..  

      Історіє, суко, будь ти проклята –

      вони  ж проходять, вони ж завжди проходять:

      по  трупах наших надій,

      по  золі згорілих ілюзій -

      не  так, то інак, не прямо, то боком, раком,

      маневром, обходом захоплюють території

      одну  по одній, сунуть з розколин, щілин,

      з увімкненого й вимкненого, з отворів  і розеток,

      обертаючи все на загладу, вкриту лузгою

      зжованих  життів

              і схаркнутих вір…

Так чому ж я мушу

      стояти  на цім п’ятачкові - вузенькім окрайчику -

      в повному бойовому виряді, з протигазом включно,

      і волати, як оглашенна: «Вони не пройдуть!» -

      невже лиш на те, щоб подати знак

      (променем  ліхтарика по безкрайній мапі)

      що  у цій-от точці – принаймні в цій, -

      допоки  її закрито

      шістдесятьма  каге мого живого тіла,

      вони  й справді -

      не  пройдуть?


история, сука,
опять ты хватаешь меня за горло
и душу вытряхиваешь из меня
и опять ты мысли мои вгоняешь
в черный тоннель утробного крика
“No pasarán! Они не пройдут!” –
засыпая остатки видимой перспективы
серой щебенкой утренних новостей,
дымовой интернет-завесой, как при бомбежке,
ты вновь окрашиваешь мой мир
двумя лишь красками спектра:
жертвенной кровью – красный,
и коричневый – низости грязь
и вновь меня косят бессонные ночи,
как площадь, которую армия топчет
и вновь я влезаю в танк,
и панцирь простукиваю,
подправляю колесики,
подкручиваю слова петиций и апелляций,
чтоб ни одной осечки
“No pasarán! Они не пройдут!”
история, сука, будь ты проклята –
они ведь проходят, они ведь всегда проходят:
по трупам наших надежд,
по золе сгоревших иллюзий –
так или этак, не прямо – так боком, раком,
маневром, в обход захватывая территории
одну за другой, лезут в разломы, щели,
из включенного, выключенного, из отверстий, розеток,
стирая все в пыль, превращая
в площадку, посыпанную шелухой
изжеванных жизней,
отплюнутых вер…
так почему я должна стоять
на этом вот пятачке – узком обрезке
в боевом снаряжении,
полном – противогаз включительно,
и вопить как выпь: “Они не пройдут” –
неужто лишь для того, чтобы знак подать
(лучом фонарика по бескрайней карте),
что в этой вот точке – хотя бы в ней –
пока в ней заслон, пока прикрыта
шестьюдесятью каге моего тела,
они и вправду –
не пройдут?

Tags: ,

18 comments or Leave a comment
Comments
From: (Anonymous) Date: December 15th, 2013 09:25 am (UTC) (Link)

На "Компьютере" о Евромайдане

Дм.Шабанов из Харьковского университета большую статью про Евромайдан опубликовал -

"Украина — большая Врадиевка. Выбранные места из переписки с российскими и пророссийскими друзьями"

Получается, что разгон Евромайдана был совсем не бескровным?..
пМВ

(Ссылку от "анонима" жж опять отправляет в спам..., ниже еще разок попробую)
emarinicheva From: emarinicheva Date: December 15th, 2013 09:28 am (UTC) (Link)

Re: На "Компьютере" о Евромайдане

Михаил! А пришлите ссылку мне по почте - я сама поставлю.
emarinicheva From: emarinicheva Date: December 15th, 2013 09:44 am (UTC) (Link)

Re: На "Компьютере" о Евромайдане

Спасибо. Вот: http://www.computerra.ru/89877/ukraina-bolshaya-vradievka-vyibrannyie-mesta-iz-perepiski-s-rossiyskimi-i-prorossiyskimi-druzyami/

Хорошо, что в родной когда-то Компьютерре, печатают такие материалы. Автор из Харькова, я правильно поняла?
Да, при разгоне Майдане в ночь 30-го были пострадавшие, разгон был жёстким (хоть и не чета ни российским, ни тем более белорусским разгонам) - отсюда и нарастание протестов. Да, митингующие тогда спаслись за стенами Михайловского монастыря, где их укрыли монахи и оказали первую помощь ( в сети много поразительных фото оттуда).
higher_caps From: higher_caps Date: December 15th, 2013 03:14 pm (UTC) (Link)

На "Компьютере" о Евромайдане

дякую
From: (Anonymous) Date: December 15th, 2013 07:00 pm (UTC) (Link)

Re: На "Компьютере" о Евромайдане

Да, биолог из Харьковского университета...
пМВ
From: (Anonymous) Date: December 15th, 2013 09:27 am (UTC) (Link)

На "Компьютере" о Евромайдане

Дм.Шабанов из Харьковского университета большую статью про Евромайдан опубликовал -
Вот ссылка (http://www.computerra.ru/89877/ukraina-bolshaya-vradievka-vyibrannyie-mesta-iz-perepiski-s-rossiyskimi-i-prorossiyskimi-druzyami/)

пМВ

emarinicheva From: emarinicheva Date: December 15th, 2013 09:46 am (UTC) (Link)

Re: На "Компьютере" о Евромайдане

Ага, спасибо! :)
helena_23 From: helena_23 Date: December 15th, 2013 10:56 am (UTC) (Link)
Круто! И быстро как!
emarinicheva From: emarinicheva Date: December 15th, 2013 11:48 am (UTC) (Link)
Если Вы, Хелен, о переводе стихов - так он был сделан раньше: http://emarinicheva.livejournal.com/92166.html
Сами стихи написаны в связи с грузинскими событиями ( в связи с войной, короче - в ЖЖ-записи, на которую даю ссылку, об этом есть).
helena_23 From: helena_23 Date: December 15th, 2013 10:06 pm (UTC) (Link)
Ясно теперь. Я увидела запись выступления в Харькове, и решила, что это звучали новые стихи. В тут уже и перевод сразу. Спасибо.
saapin From: saapin Date: December 15th, 2013 06:12 pm (UTC) (Link)
Побольше бы таких!
Единственно что - не согласен с такой сентенцией: "А Украина может быть либо европейской, либо никакой..." Логика хромает. Для пример: Китай может быть либо Европейский, либо никакой... Бразилия может быть либо европейской либо никакой... Австралия может быть либо европейской либо никакой... Уж не говоря о том, что Украина и сейчас европейская страна.
tujhtujh737 From: tujhtujh737 Date: December 27th, 2013 03:48 am (UTC) (Link)
история, ссука!!! то боком, то раком!!!
дала укроине, з нечуванным гаком.
дала Слобожанщину, Крым и Галицию,
и уголь донбасчины булкой с корицею.
от, ссука история, раком корячится
и от благодарности подленько пятится
со всей благодарностью плюнуть бы рожу ей
шестью-десятью каге еврослюней

в черный туннель ненависти загнали националисты сами себя
жгучий стыд, и, красный смех - это уже не литературная метафора, а, сколь беспощадная, столь и бессмысленная реальность сего дня.

Edited at 2013-12-27 03:50 am (UTC)
emarinicheva From: emarinicheva Date: December 27th, 2013 08:26 am (UTC) (Link)
Это для Первого канала рос.тв "сюжет"? заготовка для Дм.Киселёва? там сгодится.
tujhtujh737 From: tujhtujh737 Date: December 27th, 2013 04:27 pm (UTC) (Link)
да, понимаю, ненависть должна быть оправдана, справедливостью, больше нечем.
Праведность застит взор. Сладкий образ врага. Ничто не ново под луной.
Леонид Андреев никого ничему не научил. Даниил, впрочем, тоже.

Цели у войны всегда ложные

Простое бабское дело, жалость

"и женщина, забыв святую жалость, к чему-то непотребному прижалась

каким боком, каким раком? схаменіться



emarinicheva From: emarinicheva Date: December 28th, 2013 02:12 pm (UTC) (Link)
Ни в стихах украинской поэтессы, ни в коментах под этой записью (кроме Ваших!) нет и тени ненависти. И про историю в стихах О.З. абсолютно иные слова. Прошу Вас оставить свой агрессивный тон. Может быть слова этого замечательного композитора Вам помогут: http://www.day.kiev.ua/ru/article/kultura/valentin-silvestrov-chitayte-shevchenko-poka-ne-pozdno
tujhtujh737 From: tujhtujh737 Date: December 28th, 2013 06:12 pm (UTC) (Link)
спроба притягнуты нас до умирающего тила пивничного монстра, котрый як зомби протребуе живои свижои крови ... /// совсем никакой агрессии :) Ну да и ладно.
__________

Во-первых, спасибо за ответ, и ссылку. Прочел, впечатление получил, скажем мягко, вполне ожидаемое, и, совершенно не бесспорное.
"Я слышу фальшивые интонации. Например, интонации Президента."
очень хорошо, и вовсе не уникально, а кто же их не слышит?? Но, не желая прослыть тенденциозным, надобно признать, что оппозиция фальщивит не менее откровенно, и куколод за спинами и тех и других просто один и тот же.

Позволю ка я и себе не отказать в способности слышать некоторую нестрогость литературных шаблонов:
"... совсем другое дело — молодые люди, которые особенно тонко чувствуют несправедливость и ложь"..., а так ли это так? Очевидно ведь, что с точностью до наоборот. Молодые люди, не имея искушенности тонко чувствовать ложь, легко на неё попадаются, и, ага, со всей, свойственной юности, справедливостью облекают невинность в форму: "Кто нэ скаче, той москаль" "Комуняку на гиляку", "Москалив на ножи". Тут русскоговрящему гражданину остается, что?... пусть ка ответит украинська интеллигеция... ти-ши-на!!!
Пани поэтесса, в русском городе, не сочла вежливым использовать язык, которым, безусловно, владеет, и это, возможно не выглядело как фигура мовной агрессии, если бы эта языковая агрессия не была краеугольным камнем гос.политики.
К слову, агрессивность в стихах Тараса Григорьевича только ленивый не отметил.
А, Вы, Елена, говорите "заготовка для Киселева" :( Живу я здесь, в поправевшей краине, поверьте, чем дальше, тем неуютней.

Edited at 2013-12-28 06:19 pm (UTC)
emarinicheva From: emarinicheva Date: December 28th, 2013 06:35 pm (UTC) (Link)
"право", "лево" - хорошего мало...
А Харьков - всё-таки город в Украине.
"Комуняку на гиляку", "Москалив на ножи" - кричалки, прямо скажем, совсем не европейские (не думаю, что они сейчас в чести). Мне по душе плакат Майдана: "Права людини - понад усе".
tujhtujh737 From: tujhtujh737 Date: December 28th, 2013 07:10 pm (UTC) (Link)
Кричалки: кто не скаче..., не европейские, ЛОЗУНГИ: "Укаина понад усе", "Москалив..." вообще к цивилизации никакого отношения не имеют. А "Права людини - понад усе", в свою очередь, лозунг не вполне украинский. Мне, надеюсь не только мне, гораздо ближе утверждение: "Миром Храмы строятся" - отсюда и отсутствие безоговорочно приват инднивидуализма принимать.
А Харьков, позволю себе свою редакцию :) все-таки русский город, и вопрос, будет ли он оставаться городом на Украине, повис в воздухе. При такой нац.политике, при молчаливом потакании нац. интеллигенции... тут даже думать страшно.
К слову, в "левой" Конституции УССР было черным по белому, и очень по-еропейски цивилизовнано написано: "изучение обоих языков в школе ОБЯЗАТЕЛЬНО"

Edited at 2013-12-28 07:12 pm (UTC)
18 comments or Leave a comment