?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
"...Ещё не проиграли"? - Елена Мариничева
emarinicheva
emarinicheva
"...Ещё не проиграли"?
Двадцать лет назад  кончилось "ГКЧП", протанцевав три дня Лебединым озером... Спасибо судьбе, что привела жить не только в годы советского застоя, не только в прочно окопавшемся ныне "путинском" аду (где ложь, лицемерие и предательство, что в государственном, что  в сугубо личном масштабе, с новой силой разъедают душу) - но и в   день 22-го августа 1991-го года. Кажется, именно тогда, или вскоре после, было объявлено, что райкомы КПСС опечатаны и сама партия распускается. Никогда не забуду чувство свалившейся давиловки. Дело, конечно, не в роспуске партии, не только в нём. Общественный подъём, напряжение мысли, стремление к правде, захватившие многих в конце 80-х,тогда,  казалось,  вот-вот выльются  в формы новой, честной и открытой жизни. Уж раз за неё вышли против танков, уж раз рисковали собой! Но...  не получилось с новой, честной жизнью.
Многие сейчас говорят и пишут, что, мол, тогда только казалось, что "они" (ГКЧП) проиграли, а на самом деле "они"-то как раз победили, а проиграли "мы". Не принимаю я такое деление. Это кто - "они" или "мы" жили 20 прошедших  лет в своей стране, ходили (или не ходили) на выборы, воспитывали детей?! Вот и получите...Вот и получаем:  враньё по тв, придурковатый полукульт Пут-на,  ощущение жизни как на пороховой бочке. Меня же больше всего гнетёт и другое: тяжёлый - на грани безнадёги - психологический климат - первый показатель здоровья или нездоровья общества. Обрывание-затухание дружб и привязанностей, предательства мелкие и по крупному, барабанная дробь "племя младого, незнакомого": "А не стоит ли вернуться к тоталитаризму, Владимир Владимирович? При Сталине такой коррупции как сейчас всё же не было" - вопрошал недавно бодрый девичий голос  на Селигере "нашего всё".

Расчеловечиваемся?  Знаете, если б не те августовские дни (мы с младшим сынишкой-малышом сидели дома, клятвенно пообещав никуда не выходить, старший  время от времени всё же вырывался на улицу и звонил мне из телефонных автоматов, где видит танки и сколько их, муж ходил в оцепление к Белому дому), так вот, если б не переживание тех августовских дней, я бы, возможно, мрачно покивала сейчас головой и сказала - мол да, расчеловечиваемся, чего уж там... Но - нет! Как там в одном украинском романе ? - "Наша война ещё не закончена, и мы её ещё не проиграли". Надеюсь, что так.
36 comments or Leave a comment
Comments
lena_ua_mk From: lena_ua_mk Date: August 23rd, 2011 10:13 am (UTC) (Link)

"Наша война ещё не закончена, и мы её ещё не проиграли".

А мені пригадалось з Ліни Костенко:"лінію оборони тримають мертві"...
Да,якраз 20 років минуло можна підводити якісь підсумки,вони не дуже втішні,але ж є.От сьогодні,наприклад,День Українського Прапора.А могли б ми подумати 20 років тому,що такий День колись буде,і на державному рівні святкуватись?!:))
emarinicheva From: emarinicheva Date: August 23rd, 2011 10:18 am (UTC) (Link)

Re: "Наша война ещё не закончена, и мы её ещё не проиграли

Ну, если у вас празднование государственнго флага - честный и ясный сегодня символ свободы и обновления, - поздравляю от всей души!
Слова ЛВК помню. Моторошнi якiсь вони...
emarinicheva From: emarinicheva Date: August 23rd, 2011 11:04 am (UTC) (Link)

Re: "Наша война ещё не закончена, и мы её ещё не проиграли

Тут об этом практически никто и не вспомнил :)

Да Бог с ними, со флагами. Не в них всё-таки дело. Как мне кажется.
(no subject) - nazavzhdy - Expand
emarinicheva From: emarinicheva Date: August 23rd, 2011 10:58 am (UTC) (Link)
Не знаю, Сашко, от чего там они кого спасли... А войны всё равно случились.
emarinicheva From: emarinicheva Date: August 23rd, 2011 11:21 am (UTC) (Link)
Вы правы.
И знаете, наверное, первый и последний раз мои ровесники кричали тогда, на "МИтинге победителей" перед Белым домом (сложив руки рупором): "Ель-цин! Ель-цин!" (нужно понимать степень цинизма моего поколения, чтобы оценить это :). Я сама (по изложенным в посте причинам) на этом митинге не была, но если б и была - не кричала бы: что-то мне мешает когда бы то ни было примыкать к стилистике "победителей".
oleg_orlov From: oleg_orlov Date: August 23rd, 2011 11:41 am (UTC) (Link)
поддержу ровесников: и я бы не кричал. Разве что на ушко... Ельцину...
emarinicheva From: emarinicheva Date: August 23rd, 2011 11:47 am (UTC) (Link)
Постой-постой! Неужели тебя там не было?

Но даже если нет - знаю, что уж в 93-м ты "испил эту чашу до дна"...
oleg_orlov From: oleg_orlov Date: August 23rd, 2011 12:11 pm (UTC) (Link)
в 93-м меня там по определению не было.

А в 91-м, 22 августа, в полдень, если кто не помнит, после трех безвылазных дней борьбы с путчистами в Красном доме (боже, как многозначен и многосмыслен наш синтаксис ))), я решил, что все - на митинге, а в любимой парикмахерской - никого.

Так и оказалось.
oleg_orlov From: oleg_orlov Date: August 23rd, 2011 11:52 am (UTC) (Link)
гражданской войны бы не было, Олександр. Просто бы вернулись в гражданский застой.

В коем сейчас и пребываем.

зы: вот так в комментах рождается нетленка ))
oleg_orlov From: oleg_orlov Date: August 23rd, 2011 12:25 pm (UTC) (Link)
В 91-м не было бы, как это, может быть, ни прискорбно.

Гражданской войной сквозило в 93-м. Но, к счастью, не покатило.
iglusha From: iglusha Date: August 23rd, 2011 10:54 am (UTC) (Link)
Наверное, такие дни бывают не для дальнейших положительных социально-экономических последствий (тут зависимость настолько очевидно нелинейная, что меня всегда удивляют в этом контексте всякое "а что мы за это получили" вне зависимости от положительного или отрицательного ответа), они -самоценность: и в чисто "исследовательском" плане (а так как такого много не бывает, то и негатива от перегрузки знаниями будет не много, а знания получаешь бесценные) и, пардон за слово,в экзистенциальном (еще раз прошу прощенья за пафос, но иначе мне трудно сказать,а точность пафос не убавляет). Хотя конечно не дай бог, чтобы этот ужас повторился.

А война, да, не закончена. И как подумаешь о том, сколько совершенно разных людей объединялось и объединено в борьбе против этой силы, и что, возможно, еще более важно - в её игнорировании , в полутонах неприятия: "усі слова були уже чиїмись...Все повторялось: і краса, й потворність" (и не просто против абстрактой силы зла,а вот этой конкретной гебешно совковщины), что уже по одному параметру посторения гефтеровского "мира миров" мы должны выиграть.

ЗЫ Прошу прощенья за лирику и сумбур - я в предвкушении национальных праздников всегда чуднАя становлюсь:(
emarinicheva From: emarinicheva Date: August 23rd, 2011 11:01 am (UTC) (Link)
Вы - прелесть! :)) А за цитирование Михаила Гефтера ( а значит за какое-никакое знание его) - большое спасибо.
agasfer From: agasfer Date: August 23rd, 2011 11:02 am (UTC) (Link)
"Обрывание-затухание дружб и привязанностей, предательства мелкие и по крупному..."

Как, и в этом Путин виноват?:-)) Всюду деньги, господа. Как только появляется, что делить, так сразу. Так что это просто строительство общества потребления. Мне в целом показалось, что стало лучше http://agasfer.livejournal.com/1687567.html

Кстати, спасибо за совет прочесть "Другие Берега"--прочел с большим удовольствием!
emarinicheva From: emarinicheva Date: August 23rd, 2011 11:13 am (UTC) (Link)
Ну знаете ли! Быть в Москве и не дать знать - это не по-жежешному!! :))

По поводу Ваших впечатлений. Улицы - прекрасны! Газоны - великолепны!Рядом с моим домом ( я живу недалеко от офиса Газпрома) - на деревьях вазы с цветами развешаны.

А Пут-н невинен, как ягнёнок. Просто повторю то, что уже сказала: степень психологического здоровья общества зависит... ну не от Пут-на, конечно (слишком много чести :)
agasfer From: agasfer Date: August 23rd, 2011 01:40 pm (UTC) (Link)
Я там был пару часов всего-то...:)
emarinicheva From: emarinicheva Date: August 23rd, 2011 01:42 pm (UTC) (Link)
тогда прощается :)
From: (Anonymous) Date: August 23rd, 2011 11:14 am (UTC) (Link)
ГКЧП... Комедия это - тогда дело к термидору шло однозначно.
Никакой победы демократии не было, суда над КПСС, люстраций - собственность так и досталась номенклатуре. А это определило нынешний режим.
Который авторитарен, а не тоталитарен. Вон, у нас сегодня шмон в доме снятого губера. Взятка в сорок лямов деревянных. Так он государство любил, американских шпиенов искал среди протестантских пасторов (http://www.keston.org.uk/_russianreview/edition25/02Tula.html) А как петушок жареный за пониже спины клюнул, к адвокату Жеребенкову, убиенных антифашистов защищающих кинулся...
Не тоталитаризм это, и не авторитаризм, а так - пародия-с!
пМВ
emarinicheva From: emarinicheva Date: August 23rd, 2011 11:25 am (UTC) (Link)
Ссылка не открылась. Но я очень рада, Михаил, что Вы объявились.Про вашего губера уж так наслышаны, так наслышаны! Сбежал всё-таки?
From: (Anonymous) Date: August 23rd, 2011 12:04 pm (UTC) (Link)
Куда сбежал? У него загранпаспорт изъяли...
пМВ
turtle_t From: turtle_t Date: August 23rd, 2011 03:25 pm (UTC) (Link)
Лена, мне очень близко, что ты написала, и посему добавляю твой пост в свой сборник "про двадцать лет назад". И я тоже надеюсь, что "Наша война ещё не закончена, и мы её ещё не проиграли". И напомни, пожалуйста, откуда цитата? Из Забужки?
emarinicheva From: emarinicheva Date: August 23rd, 2011 03:29 pm (UTC) (Link)
Да. Из "Музея покинутых секретов".

Пока живы - невозможно (для меня, по крайней мере) завопить: "Усё пропало!" :))
turtle_t From: turtle_t Date: August 23rd, 2011 03:39 pm (UTC) (Link)
Ага, спасибо, я так и думала.

И да, именно так. Пока живы -- надо жить.
magner58 From: magner58 Date: August 23rd, 2011 04:19 pm (UTC) (Link)
Я належу вже до наступного покоління і тому сприймаю це більше крізь призму особистої/колективної національної відповідальності - ваше покоління сумарно все ж таки спромоглося нехай на спалах якщо не на тривалу роботу, нехай і зміни не були настільки швидкими та разючими як хотілося б. Спасибі за досвід та можливості, тепер наша черга брати відповідальність.
emarinicheva From: emarinicheva Date: August 23rd, 2011 04:27 pm (UTC) (Link)
Рано вы нас со счетов списываете - мы ещё ого-го!! :))

Уважаю Ваше благородство, но ни толики ответственности ни с себя, ни со своих ровесников(некоторые из которых, кстати, вполне немало рыбки наловили-и продолжают ловить себе в этой мутной воде последних лет) не снимаю.
magner58 From: magner58 Date: August 27th, 2011 07:55 pm (UTC) (Link)
Ну чому благородство, просто у той літа були не ті, щоб на щось впливати :-)

Втім ми один одного зрозуміли, а тому - наснаги та оптимізму, все ще попереду :-)
marinabuvailo From: marinabuvailo Date: August 23rd, 2011 06:26 pm (UTC) (Link)
Ничего, Лена, будет ещё 10 лет спустя.
emarinicheva From: emarinicheva Date: August 24th, 2011 04:12 am (UTC) (Link)
Конечно, будет :)

А твоя любимая серёжка прилетит к тебе в Лондон 9-го сентября :))
From: dzmitry91 Date: August 23rd, 2011 07:25 pm (UTC) (Link)
На самом деле не все так плохо. 20 лет назад мы победили, и пока что результаты нашей победы никто не смог отменить. Оплевать, опорочить, осмеять – да, но отменить – руки оказались коротки. С гордостью говорю «наша победа», поскольку тоже, будучи школьником, был 20 лет назад на площади Ленина в Минске. Хотя, конечно, на 99% все решалось в Москве, за что земной поклон Вашему мужу и всем остальным участникам «живого кольца». Без них, в конце концов, мы бы сейчас просто могли не иметь возможности пользоваться Интернетом, как в КНДР и, до сегодняшнего дня, – в Ливии (двойной праздник !). За прошедшие 20 лет кто только не призывал восстановить империю! Кто только не завывал о величайшей катастрофе 20-го века (повернулся же язык)! И как результат – пшик, потому что даже самые крикливые «восстановители Советского Союза» (вроде нашего) на самом деле ни за какие коврижки не пойдут назад в империю, поскольку понимают, что свобода – это чертовски приятная штука.
Набирая эти строки, я смотрю эфир «Евроньюс», который показывает счастливые лица ливийских повстанцев, и вспоминаю себя 20-летней давности. Эти ребята, наверное, тоже думают, что теперь все будет «по-справедливому», что они будут иметь какое-то влияние на политическую жизнь страны, что страна не скатится к хаосу и гражданской войне. И, конечно, 99% этих надежд не сбудется. Но даже 1% стоит того, чтобы подняться и выйти на площадь.
Так что с праздником!
emarinicheva From: emarinicheva Date: August 24th, 2011 04:19 am (UTC) (Link)
Да, Дмитрий, Вы совершенно правы! А то что сейчас живём в благоустроенном путинском аду - так... "и это пройдёт" (а мы попробуем помочь :)
dinus From: dinus Date: August 23rd, 2011 08:15 pm (UTC) (Link)
Совершенно согласна с dzmitry91. Вспомните себя и мир вокруг до 90-х и сейчас. Что мы имеем возможность читать, смотреть, слушать и говорить, куда ездить - и что было тогда. Просто мы уже привыкли. Другое дело, что все те же возможности получили такие люди, которых лучше бы вообще не было, но они есть и всеми возможностями пользуются даже слишком активно, нам противно и страшно, а сделать ничего не можем. ТОГДА нам хотелось, чтобы мир и люди стали лучше и казалось, что так и будет, еще и потому, что там, у Белого дома, концентрация умных и честных людей была необыкновенно велика. Но власть то взяли не они,а их руками совсем другие. Увы, мировой опыт показывает, что так бывает всегда. Мир не улучшился. Он просто стал другим. Он нам не нравится, да. Но сравните возможности, которые были у нас после окончания учебы и у наших детей. Им труднее, но и интереснее жить.
И не надо войны! Ведь в конце концов, мы чаще всего воюем сами с собой.
emarinicheva From: emarinicheva Date: August 24th, 2011 04:22 am (UTC) (Link)
Про "войну" я сказала метафорически :)

36 comments or Leave a comment