?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
"...И за форму носа". - Елена Мариничева
emarinicheva
emarinicheva
"...И за форму носа".
Возможно, не все сейчас помнят, что общественный подъём середины 80-х во многом начинался с самодеятельных гражданских инициатив. Одним из первых было "реставрационное движение" - движение по восстановлению храмов. Во времена, когда за участие в пасхальной службе можно было вылететь из университета (специальные люди ходили и фотографировали, а потом представляли снимки в деканат), а московские и иные храмы повсеместно использовались под склады и другие нужды, это было во многом и протестное движение,  - антисоветское, в общем. Участвовали в нём преимущественно молодые люди. Я - тоже. Мы, собираясь в выходные дни, отстаивали один из московских храмов, расположенных на территории завода и превращённый в какой-то чёрный цех, работали над его восстановлением. Будучи тогда корреспондентом одного из московских журналов, я - где могла, писала об этом,  в общем - была увлечена делом, в котором видела большой смысл ( не жалею об этом и сейчас). Помню, с воодушевлением рассказывала обо всём  своему старшему  другу - как раз вышедшему тогда на свободу (был осуждён за антисоветчину)  журналисту Андрею Фадину  (погиб в ранние путинские времена при невыясненных обстоятельствах). Андрей - историк по образованию - слушал меня несколько скептически. Потом сказал: "А ты не думаешь, что можно  восстановить все храмы, построить новые, а рядом с ними людей будут преследовать за форму носа, или за инакомыслие, или за что-нибудь ещё?"   "Быть такого не может!" - воскликнула я.
И вот свершилось. Храмы восстановлены.  Первые государственные лица присутствуют на богослужениях - да, их  и попавших в оъектив прихожан фотографируют, -   но только для того, чтоб поместить снимки на первые полосы газет.  Церковный глава вещает на городской площади даже соседнего государства. Российские мастера культуры открыто и громко ратуют за увеличение числа транслируемых по тв богослужений. 
И что при этом? Да примерно то, о чём предупреждал Андрей Фадин и во что когда-то было невозможно поверить. Ну может за форму носа людей и не преследуют (хотя вспомним  "охоту" на грузин и их преследования в 2008-м году!), но вот инакомыслие не в чести сегодня едва ли не более, чем в советские времена, особенно, если оно посягает на финансовые интересы властьимущих, в том числе, и церковных. Я уж не говорю о делении людей на "мигрантов" и "коренное население", я уж не говорю обо многом другом, чем полна сегодня российская действительность и что поддерживается и осеняется Российской Государственной Церковью... Кремлёвские  "президенты" пока только со свечками стоят. Белорусский выражается прямее:  "Важны единство и согласие церкви и народа" - А.Лукашенко. Помните лозунг - на домах, на всех столбах - "Народ и партия едины"? Вот это оно самое... Дожили...
Так что же это происходит под нынешний колокольный звон? По-моему - вмешательство, да что там! - просто слоновье влезание в заповедную область человеческих идеалов, как называют религию и веру специалисты по высшей нервной деятельности человека.


37 comments or Leave a comment
Comments
agasfer From: agasfer Date: May 28th, 2011 12:19 pm (UTC) (Link)
А вот вчерась верховный суд США признал конституционным закон штата Аризона о наказании компаний, которые нанимают нелегальных иммигрантов. Это тоже преследования "за форму носа"? Хотя церквей в любой дыре Аризонеы больше, чем бензоколонок. Т е мне непонятно возмущение деление людей на коренных и понаехавших; так оно везде практически, в одних странах хуже чем в других. Попробуйте напр получить гражданство Италии, посмотрим, что у вас получится.

Непонятно также, какую связь ваш покойный друг видел между храмами и "преследованиями за форму носа". ИМХО, церковь всегда была если не авангардом ксенофобии, то уж арьергардом толерантности на 100%. В особенности католическая, которая счас на Украине вроде как. Т е связь как раз должна быть обратной, чем больше храмов, тем больше ксенофобии. И кстати, те, кого "преследовали за форму носа" ничуть не менее ксенофобны, чем все прочие.
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 28th, 2011 12:28 pm (UTC) (Link)
Что там у Вас в "Аризонах" я не знаю. Но лично мне не нравится, когда кого-то объявляют людьми второго сорта и это тем более поддерживается церковной властью.

Мой друг не говорил об обязательной связи храмов и преследовании "за форму носа" - он имел в виду, что восстановить храмы - не значит сделать людей и общественные нравы лучше. А в советские времена (во времена преследования всего религиозного - сейчас об этом и вспоминать как-то странно...) - так именно порой и казалось.
agasfer From: agasfer Date: May 28th, 2011 12:39 pm (UTC) (Link)
В Аризонах, как везде. Собсно, никто не говорит нелегалам, что они "люди 2го сорта". Им там говорят "вас здесь не хотят".

"Потом сказал: "А ты не думаешь, что можно восстановить все храмы, построить новые, а рядом с ними людей будут преследовать за форму носа, или за инакомыслие, или за что-нибудь ещё?"

Ну я и говорю, что у вашего друга не было никаких оснований предполагать подобную связь, причем не столько из-за того, что государство может одной рукой восстанавливать храмы (или хотя бы не препятствовать их восстановлению энтузиастами), а другой кого-то преследовать за носы или инакомыслие, сколько из за того, что церковь, стоит ее выпустить из подполья, сама будет в авангарде подобного преследования, причем при полной поддержке большинства или хотя бы значительной части прихожан.
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 28th, 2011 12:48 pm (UTC) (Link)
\\церковь, стоит ее выпустить из подполья, сама будет в авангарде подобного преследования, причем при полной поддержке большинства или хотя бы значительной части прихожан.\\

Вот это никак не приходило в голову в советские времена и именно это изумляет меня сейчас
From: dzmitry91 Date: May 28th, 2011 12:19 pm (UTC) (Link)
Андрей Фадин был прав в том, что одно лишь восстановление храмов не гарантирует всеобщего соблюдения христианских ценностей. Хотя это не значит, что борьба за восстановление храмов в 80-е была ошибкой. Положение церкви при советском режиме было совершенно ненормальным.
Другое дело, что после крушения коммунистической мифологии государство и церковь, надежно поставленная этим самым государством под контроль еще в 40-е годы, вновь нашли друг друга (тем более, что в традициях православной церкви в России всегда было взаимодействие со светской властью). В сегодняшней России это еще не так режет глаз, как в Беларуси. Отношения государства и ЗАО «Белорусская православная церковь» выстроены строго по принципу «ты – мне, я – тебе». Учрежденная Белорусской православной церковью фирма "Диакония" еще в 90-е получила налоговые льготы. Если выйти на ее сайт http://www.diakonia.by/ , можно познакомиться с богатым выбором предлагаемых ею алкогольных напитков, а также увидеть ее адрес – ул. Раковская 26, где находится и сам Белорусский Экзархат. За это Экзарх Беларуси Филарет регулярно сидит в разных президиумах вместе с Лукашенко, освящает разные мероприятия по его заказу, позволяет ему каждый год выступать на рождественском богослужении прямо с амвона, а недавно лично ходатайствовал перед Патриархом Московским и всея Руси Алексием II о награждении орденом Святого равноапостольного князя Владимира полковника белорусского спецназа Павличенко, который подозревается в организации убийства двух оппозиционных политиков. Если руководство России пока не додумалось до выхода на такой уровень отношений с церковью, может, еще не все потеряно.
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 28th, 2011 12:32 pm (UTC) (Link)
Точно не скажу(про руководство России) - не владею всей полнотой информации, но почему-то мне кажется, что уже додумалось, или вот-вот...
(Deleted comment)
From: dzmitry91 Date: May 28th, 2011 02:45 pm (UTC) (Link)
Лукашенко громогласен во всем – это да, что у Путина / Медведева на уме, то у него на языке. Не то, чтобы я хотел защитить руководителей России, но все же внутренние тормоза пока еще не совсем отказали. По крайней мере, в церквях с проповедями не выступают. И, хотя, возможно, на самом деле именно так и думают, но не позволяют себе вслух говорить, что им достался плохой народ. А у других язык поворачивается.
http://news.date.bs/politics_229887.html
(Deleted comment)
From: dzmitry91 Date: May 28th, 2011 04:15 pm (UTC) (Link)
Некоторых - уже. Для остальных избраны меры воспитания, предложенные еще Юрием Владимировичем Андроповым - задерживать на выходе из магазинов и выяснять, почему не на работе. Некоторые до сих пор не верят, что этот маразм может повториться. И напрасно.
http://www.charter97.org/ru/news/2011/5/17/38624/
(Deleted comment)
(Deleted comment)
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 28th, 2011 12:50 pm (UTC) (Link)
\\Россия не выйдет никогда из замкнутого круга подавления свобод личности\\
Кто сказал? :) Я уверена, что выйдет (или её не станет вообще), - вопрос лишь времени.
(Deleted comment)
lena_ua_mk From: lena_ua_mk Date: May 28th, 2011 01:30 pm (UTC) (Link)
Страшноватая картинка получается.Но так было и в царской России , когда Патриархи не избирались,а назначались монархом.Потому и гнев крестьян и пролетариев в роволюцию был направлен и против монархии,и против церкви,на Руси она ассоциировалась с властью.Это же слияние мы и сейчас наблюдаем.(
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 28th, 2011 01:48 pm (UTC) (Link)
К сожалению, это так, вернее, мы в данный момент наблюдаем как раз сам процесс слияния, - и это странное и неприятное зрелище.
alicebrown From: alicebrown Date: May 28th, 2011 01:43 pm (UTC) (Link)
Лена, транслируют-то только православные богослужения.
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 28th, 2011 01:49 pm (UTC) (Link)
Я об этом уже подумала.
Возможно, стоит подумать серьёзнее.
alicebrown From: alicebrown Date: May 28th, 2011 01:57 pm (UTC) (Link)
Мне же очень часто задают вопрос такого свойства: Лютеране тоже христиане?
Это в стране, где невесты наследников престола были сплошь лютеранками. :)))
(Deleted comment)
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 29th, 2011 06:24 pm (UTC) (Link)
Уважаемый! Вы к кому обращаетесь "плетёте"? С такими словесами - в другие журналы. А у меня высказываются френды и друзья.И никто ничего не "плетёт". Прошу разговаривать нормально.
(Deleted comment)
alicebrown From: alicebrown Date: May 29th, 2011 06:41 pm (UTC) (Link)
Если мне не изменяет память, то невеста - это не жена. Может быть что-то изменилось, я не знаю. :)
Да, когда барышни шли к венцу, то они были уже православными, а до того - лютеранками. Екатерина Вторая приехала в Россию лютеранкой.
(Deleted comment)
alicebrown From: alicebrown Date: May 29th, 2011 06:50 pm (UTC) (Link)
И это не совсем так. Посмотрите в адресных книгах Саратовской и Самарской губернии, особенно Казанской, в разделе образования, список преподавателей, обратите внимание на законоучителей.

Карьеру на госслужбе, оставаясь лютеранином можно было сделать до определенного уровня, такое было. А так - нет, не была Россия православной империей. Была просто империя, как и все прочие империи тех времен.
(Deleted comment)
alicebrown From: alicebrown Date: May 29th, 2011 07:00 pm (UTC) (Link)
Адресные книги, содержащие списки государственных и частных учреждений, в том числе образовательных.
Кстати, в Симбирской губернии как раз было все куда однороднее, чем в Самарской.
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 29th, 2011 06:41 pm (UTC) (Link)
Извиняю.
А Вы уж смиритесь с тем, что у меня во френдах-друзьях могут быть и грешники, и еретики.
(Deleted comment)
alicebrown From: alicebrown Date: May 29th, 2011 06:26 pm (UTC) (Link)
Нет, не стоит. Мне это не нравится.
bormatuha From: bormatuha Date: May 28th, 2011 01:50 pm (UTC) (Link)
ага, заставь русского богу молиться, он и лоб разобьет...тому, кто молиться не хочет.
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 28th, 2011 01:53 pm (UTC) (Link)
Это немножко о другом - зато смешно :))
bormatuha From: bormatuha Date: May 28th, 2011 02:02 pm (UTC) (Link)
не, Лен, все в одну лузу...
dinus From: dinus Date: May 28th, 2011 05:03 pm (UTC) (Link)
Лена! Я подозреваю, что Вы и ваши друзья восстанавливали тогда храмы не как религиозные центры, а как ИНЫЕ здания, на которых не висели лозунги "Слава КПСС! "Этим вы показывали всем и самим себе, что вы тоже иные. Но, увы, любая Церковь как организация плохо относится к ИНОверцам, поэтому многие из тех, кто тогда восстанавливал храмы, ей теперь не нужны - только если они стали послушными прихожанами. И это очень нравится Государству, которому тоже не нужны иные. Но они есть! Мне кажется, что многочисленных сторонников Архнадзора или защитников Химкинского леса волнуют не только старая архитектура или экология.
















emarinicheva From: emarinicheva Date: May 28th, 2011 05:24 pm (UTC) (Link)
Совершенно верно. То реставрационное движение по своей сути необычайно близко тому же нынешнему движению защитников Химкинского леса, и чрезвычайно далеко оно от нынешней российской государственной церковности, ничего общего не имеющей с верой, которая просто ушла глубоко в эту самую "заповедную область человеческих идеалов".
From: regifer Date: May 29th, 2011 06:19 pm (UTC) (Link)
Их волнуют деньги. Вообще история тут достаточно простая – за леса и объекты культуры всегда идет борьба в бизнес-среде, кто более ушлый, тот заказывает общественные кампании, чтобы переломить общественное мнение в свою пользу.
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 29th, 2011 06:37 pm (UTC) (Link)
Ну, конечно, деньги! Это сразу понятно даже по виду активистов экологических и прочих гражданских движений! Тёртые ребята. А все, кто когда-то участвовал в самодеятельном реставрационном движении - знаете кем стали? Ого-го! Разжились неимоверно. Ушлые потому что...
furlus From: furlus Date: May 28th, 2011 06:05 pm (UTC) (Link)
Фадина помню по университету - он был на курс младше меня. Тогда был очень левый - почитатель Че Гевары и чуть ли не Мао.
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 28th, 2011 06:12 pm (UTC) (Link)
Это правда. Че Геварой - точно увлекался в студенчестве.
Потом вошёл в группу "молодых социалистов", издававшую подпольный сборник аналитических статей. Потом был арестован.
furlus From: furlus Date: May 28th, 2011 06:56 pm (UTC) (Link)
Помню - вместе с Павлом Кудюкиным.
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 28th, 2011 07:13 pm (UTC) (Link)
Да, с Пашей.
(Deleted comment)
emarinicheva From: emarinicheva Date: May 29th, 2011 06:18 pm (UTC) (Link)

Re: Что Вы пишите...

Я не ходила на пасхальные службы в советские времена (не из-за боязни отчисления).
\\И никого не выгнали\\
А вот "за всю Одессу" я бы Вам не советовала расписываться.
37 comments or Leave a comment