?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Украина: власть и писатели - Елена Мариничева
emarinicheva
emarinicheva
Украина: власть и писатели
Из статьи в газете "Зеркало недели":


"Рубеж десятилетий ознаменовался повышенным вниманием власти к современной украинской литературе...Предвыборный лозунг „Услышу каждого“ приобретает  зловещее звучание. Оказывается, не просто „услышу“, но и „всем припомню“. Ведь украинская творческая интеллигенция последовательно отторгает нынешнего президента — начиная еще с предвыборных баталий 2004-го, когда его приход к власти казался лишь возможностью…
Генпрокуратура и МВД „перепасовывают“ друг другу ответственность за „следственные действия“ в отношении Марии Матиос, как выразился недавно министр А.Могилев, „этой гражданки, так сказать, известной поэтессы, как вы говорите…“И еще… 10 января МВД произвело обыск в квартире Марины Брацило — поэтессы, члена Национального союза писателей Украины, и Юрия Ноги — сотрудника издательства „Смолоскип“, директора поэтического фестиваля. Якобы „по подозрению“ — ни много ни мало — в „терроризме“!
С этими событиями, как известно, совпала „полемика“ Анны Герман с Юрием Андруховичем. Собственно, полемикой это назвать трудно. Ответ г-жи Герман сводился к совету „не ставить палки в колеса“, а лучше сидеть себе тихонько и писать, принося тем самым „пользу государству“.
Тактика нынешней власти проста и прозрачна: осторожно „пощупать“ маститых, намекнуть и мягко подсказать, что им делать и чего не стоит делать; а тем временем на менее заметных собратьях по цеху продемонстрировать, что может случиться, если намек не поможет… И предвыборный лозунг „Услышу каждого“ приобретает более зловещее звучание. Оказывается, не просто „услышу“, но и „всем припомню“. Ведь украинская творческая интеллигенция последовательно отторгает нынешнего президента — начиная еще с предвыборных баталий 2004-го, когда его приход к власти казался лишь возможностью…
При этом вбить привычный языковой „клин“, заклеймив кого требуется „национализмом“ и „галицайством“, здесь уже не получается! Ведь в унисон нынешней критики власти звучат голоса — и украиноязычного мэтра Андруховича, и русскоязычного мэтра Андрея Куркова.

„Русская модель“, в приверженности к которой упрекают нашу власть все, кто еще имеет смелость упрекать власть в принципе, — это не только авторитаризм, стремление власти подмять бизнес страны под себя, огосударствление церкви и т.п… Это еще и специфическая подмена понятий, направленная на борьбу с „несогласными“.
Борьба с „экстремизмом/терроризмом“ в литературе в любой момент может перейти черту, за которой начнется борьба с самой литературой — с книгой. С теми, кто пишет и читает. Со словом. С привычкой мыслить критически. А может, и думать — вообще.
Понятно, что дело уже не исчерпывается только „антиукраинскими настроениями“ нынешней власти. Все это работает не столько на усмирение „националистов“, сколько на то, чтобы „перестали бренчать“. Все! На любом языке.

Полностью здесь: www.zn.ua/newspaper/articles/73734
  В материале также приведены мнения  Юрия Андруховича, Оксаны Забужко, Ивана Андрусяка, Сергея Жадана.
Р.S. Кому из читателей моего блого непонятно, почему в статье упоминается "Чехов" и некто "Ахметова" - обращайтесь, объясню.
16 comments or Leave a comment
Comments
From: (Anonymous) Date: January 22nd, 2011 03:50 pm (UTC) (Link)
Современная украинская литература имеет в Украине большую (процентно) аудиторию, нежели современная российская в России. (Правда, не берусь сказать - на сколько больше.) Так что описанное - признание популярности! Правда - своеобразное...
пМВ
emarinicheva From: emarinicheva Date: January 22nd, 2011 03:58 pm (UTC) (Link)
Не знаю насчёт именно "процентной аудитории". Но то, что литература (и писатели) играет там совсем иную роль, чем в России - точно.
From: (Anonymous) Date: January 22nd, 2011 06:22 pm (UTC) (Link)
Тиражи, соотнесенные к численности населения. Картина реализации книжной продукции с разбивкой по областям, с дихтомиями столица-провинция; украиская проза на "востоке-юге", русская проза на "западе".Простенькое исследование могло бы быть!
Интересно - не сделали ли таковое, прежде чем учинять потеху?
И - является ли Украина открытым по-Попперу обществу, т.е. может ли там власть сменена инстуционно?
Вот что забавно!
пМВ
(Deleted comment)
emarinicheva From: emarinicheva Date: January 23rd, 2011 08:22 am (UTC) (Link)
Очевидно, этот комент Вы хотели разместить под следующим постом...
(Deleted comment)
emarinicheva From: emarinicheva Date: January 23rd, 2011 08:30 am (UTC) (Link)
То что я вижу со стороны, вовсе не похоже на "российскую модель". У нас в отношениях "власть- общество" доминирует постмодернистский стиль, если можно так выразиться. В Украине, как мне кажется, пытаются реанимировать советский.
(Deleted comment)
emarinicheva From: emarinicheva Date: January 23rd, 2011 04:06 pm (UTC) (Link)
Согласна. Именно "сочетание несочетаемых культурных форм"!
\\запрос украинского общества на советскость очень высок\\
Думаю, что под "советскостью" обыкновенные люди подразумевают нечто очень неясное, и каждый- что-то своё, и в обязательном порядке - годы юности или безмятежность детства. Но ни то, ни другое - с возвращением советского стиля руководства - не вернётся! "До тебе люба рiченька ще вернеться весна, а молодiсть не вернеться, не ве-е-ернеться вона"...:))
(Deleted comment)
emarinicheva From: emarinicheva Date: January 23rd, 2011 04:49 pm (UTC) (Link)
Я взрастала как раз в позднем "совке". И, поверьте мне, я обратно не хочу. Да, стабильность, да, "завтра то же что вчера", да, "уверенность в завтрашнем дне"(в том, что он будет ровно такой, как вчерашний :). Но мне тоскливо вспоминать не очереди (что-то о них подзабыли!), не пустые прилавки магазинов даже(о них тоже мало кто помнит почему-то), а душную атмосферу, удушающую просто, когда не понимаешь, что именно душит, но душит страшно. Для меня крайне важна возможность свободно читать и получать разные источники информации.Жизнь в СССР делала всех немного псих.больными -когда атрофировался за ненадобностью какой-то участок мыслительного аппарата, в этом кто-то ощущал и свою прелесть(тоскует теперь именно о ней, возможно).

(Deleted comment)
emarinicheva From: emarinicheva Date: January 23rd, 2011 05:23 pm (UTC) (Link)
Не задумывалась о значении слова "маргинал". В таком случае, оно мне по душе :)
(Deleted comment)
From: (Anonymous) Date: January 24th, 2011 06:57 pm (UTC) (Link)
Вообще то от латинянского margino...
Но воспинятие термина действительно книжное, ad marginem etc
пМВ
From: (Anonymous) Date: January 24th, 2011 07:21 pm (UTC) (Link)
Да ну! И в совке забавно бывало... По миру, правда, ездить можно было только южнее Кушки... Но - зато с приключениями!
И очереди... На одной неделе летишь в Ригу (бальзам, сыры, тминный и жирно-прессованый, вроде стракинового) и в Киев (киевский торт, с кешью, а не арахисом, аспирант, зависящий от отзывов, добывал у папы в буфете СМ УССР). На следующей неделе в Москву, проверять работающих по теме. Перед этим - длительные переговоры, у кого какие заказы, и что для меня приготовить. В буфете главка - вполне приличный рокфор, И с изданием книг не так плохо было - вот смотрю, что в бумажном виде на полках оставляю - так Литпамятники, Историческое наследие, Философское наследие, академические собрания, классики науки - так все советской поры. Да - теологию не издавали, но нормального и сейчас не издают, у меня все или аглицкого, или германского издания.
Да - от всей советской литературы осталась одно полка (и то 9-томник Блокатуда влез) Три книжки Ильфа-Петрова. Соловьев - Ходжа Насреддин. Булгаков. Мартынов. Шефнер. Марков (поэт, не секретарь...). Хулио Хуренито Эренбурга. Морские рассказы Колбасьева. Аэлита Толстого в НЭПовском издании, существенно разнящаяся с позднесоветскими. Скандалист Каверина. Севастопольская страда, Порт-Артур и Тихий Дон. Что то забыл (стихи...) - но от армии совписов проку крайне мало!
пМВ
emarinicheva From: emarinicheva Date: January 24th, 2011 07:29 pm (UTC) (Link)
Я из советской литературы поболе имён назову: Трифонов, Быков, Адамович, Амираджиби, Матевосян... Были в общем. Но вот Набокова моя профессорша нелегально из-за границы везла. За Солженицына срок можно было получить. И не только за него. И получали. Ну а тем, кто по столицам ездил, да торты с бальзамами вкушал - да, кое в чём неплохо было :)) Мне в мои журналистские времена - тоже перепадало :)
From: (Anonymous) Date: January 24th, 2011 09:53 pm (UTC) (Link)
Я еще и в южные горы ездил... (Последний кусок железа железа из ноги года три как вылез.) Но - за толстую пачку чеков внешпосылторга. Вообще, даже комсомольский секретарь, когда видела цифирки в моей ведомости, тихо сходила с ума... Но это было мало у кого. Кстати, не забывайте - в России большинство живет много хуже, чем в Москве.

Лолиту, кстати, лучше читать в английском варианте.
Солженицина читал в СССР вполне легально. А, кстати, много знаете тех, кто прочел "Красное колесо" полностью? В наше свободное время.
Изумительная книга, но Солж у меня стоит отдельно. С графом Львом Николаевичем, с Чеховым, с Достоевским, с Лесковым... Где Литература. Это в мегапарсеке даже от Ильфа с Петровым, и от молодого, еще не впавшего в Борьбу за Мир, Эренбурга.
пМВ
А эти не пережили чисток. Трифонов с Граниным - последней. :-)
emarinicheva From: emarinicheva Date: January 25th, 2011 07:40 am (UTC) (Link)
Трифонов пережил "чистку" внутреннюю. Его "Студенты", за которых была получена Сталинская премия (это при том, что его отца Сталин и расстрелял) почти повторяют "Дом на набережной", но с оборотным знаком. И это не коньюнктура. Как первое произведение, так и второе.
From: (Anonymous) Date: January 25th, 2011 11:28 am (UTC) (Link)
Да, я знаю.
Я про чистки полок.
Из "перестроечных" еще Домбровский у меня стоит. Хранитель-Факультет.
А эмигранты - с дореволюционной.
А про внутреннюю ломку. Когда думал, куда поступать - отец сказал, что инженерное дело обусловлено объективной реальностью Вселенной. А гуманитарии - вынуждены прогибаться или страдать. Так что я учился поджигать дома и убивать людей...


пМВ
emarinicheva From: emarinicheva Date: January 25th, 2011 12:01 pm (UTC) (Link)
Вы не первый раз об этом упоминаете ( в моём блоге) - про то, что "учились поджигать дома и убивать людей". И этим вводите в полную прострацию некоторых моих френдов. Ну да пусть разбираются сами :)))))
(Deleted comment)
emarinicheva From: emarinicheva Date: January 25th, 2011 12:15 pm (UTC) (Link)
Думаю, наш собеседник ("пМВ") имел в виду, что читал Солженицына уже после отмены не помню какой статьи("за хранение и распространение"). Я читала "Архипелаг", когда статья ещё действовала, но уже выдыхалась (в перестроечные времена).
16 comments or Leave a comment