?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
После "Катыни". " Говорят, что пятьдесят процентов вагонов в СССР - тюремные" - Елена Мариничева
emarinicheva
emarinicheva
После "Катыни". " Говорят, что пятьдесят процентов вагонов в СССР - тюремные"

 Вернулись из Дома кино. Возможно, это прозвучит дико: 

мне не хотелось оттуда уходить. Давно в Москве не было таких событий.  Давно негде было встретить столько знакомых или пусть и незнакомых, но близких и понятных лиц. 
Люди шли на просмотр от "Белорусской". В мареве снега и дождя не была уверена, что выбрала правильную улицу. На мой уточняющий вопрос,  пожилая дружелюбная чета  ответила:" Дом кино? И мы туда же, но нет ни билетов, ни приглашений, все равно идем." Потом я их встретила в зале. Прошли. У кого были приглашения(на два лица), и кто почему-то пришел один - просто брали с собой тех, у кого ничего не было - и проходили. Брали по несколько - и тоже проходили. Какое-то сразу возникало взаимопонимание и доверие, распространившееся и на женщин, стоявших "на пропуске". Как будто само собой разумелось: раз люди сюда пришли - значит им НАДО увидеть этот фильм. Зал был переполнен. Сидели на ступеньках, на каких-то приступочках. Перед сеансом выступил Вайда. Сказал несколько слов, - что, мол, родителям посвящает фильм (его отец погиб среди тех тысяч военнопленных), что расчитывает на понимание. 
Я не буду подробно описывать фильм. О нем сказано много. Да, страшная судьба польских офицеров-военно пленных. Да, горчайшая судьба их матерей, жен и сестер. И  - жуткое поведение как нацистов и их пропагандистов, так и советских убийц-НКВД-шников и  также пропагандистов. Две лжи. И между ними - люди - и те, что погибли, и те, что остались, но не смирились, и те, что смирились во имя, как им казалось, будущего возрождения Польши. "Человек складывает оружие не перед врагом, он складывает его перед самим собой", - говорил в вечер последнего Рождества польский генерал сгрудившимся плененным людям, еще не ведающим, но предвидящим свой конец. Потом их везли в тюремных вагонах на казнь. Один из главных героев до конца вел дневник:" Говорят, в СССР половина вагонов - тюремные", -писал он в свой блокнот. Убили и его, и генерала, и все 22 тысячи поляков. "Уравновешивает" ли образ "хорошего" советского офицера, спасающего  семью польского офицера, - жестких и беспощадных НКВД-шников-убийц.? По-моему - нет. Потому что вторые - олицетворение системы, силы, преобладающей и довлеющей. А по мне - так  во многом продолжающей свое давление  и поныне.  Я читала, что после просмотра фильма в Польше - возникала звенящая тишина. Здесь ее не было. Была некоторая растерянность. Немного поаплодировали. Некоторые потянулись к выходу. Некоторые - как мы- продолжали сидеть. Потому что, повторяю, уходить не хотелось. Вроде фильм  - тоже  о репрессиях, о проклятой сталинщине ( множество сериалов как будто на эти темы появились в последнее время на российском ТВ).
  Но!  Другой взгляд.  Другой вывод. Очень нужный. Необходимый, как  воздух. Этот вывод  довольно точно сформурировал, по-моему,  председатель "Мемориала" Арсений Рогинский после Польской еще премьеры "Катыни". Он сказал тогда:" Конечно, мы, наши дети, не несем вины за сталинское руководство, за этот страшный  расстрел. Но мы несем ответственность. В чем она? ответственность наша в том, чтобы мы назвали преступление преступлением, в том, чтобы мы помнили о нем, чтобы пытались понять и оценить его".  Мы -помним? Мы - пытаемся?
Домой возвращались на такси. Громко играющее радио рассказывало о  сегодняшнем предложении нынешнего "министра по молодежи", недавнего лидера "Наших" .  В целях повышения рождаемости тот считает, что надо  не спешить предоставлять молодым семьям хорошее жилье : в худших условиях - больше детей,  согласно статистике, рождается !   Под этот бред  мне вспомнилось утреннее сообщение "Эха" о том, что за последние несколько дней в Москве  совершено подряд несколько убийств -предположительно на национальной почве.  Абсурд повседневной российской жизни продолжается.
   

 

 

Tags:

48 comments or Leave a comment
Comments
pisalnik From: pisalnik Date: March 18th, 2008 10:59 pm (UTC) (Link)
Спасибо, Елена, за отзыв о фильме. Очень надеюсь, что завтра в ЦДЛ смогу получить не менее глубокие впечатления.
emarinicheva From: emarinicheva Date: March 19th, 2008 06:06 am (UTC) (Link)
Глубоким мой отзыв, наверное, все же не назовешь:писала по самым "горячим" следам, не было времени как следует додумать. Кстати, вчера же ночью посмотрела по блогам, кто что написал. Любопытные были рассуждения у одной, судя по слогу, неглупой девушки(женщины?), что, мол, не надо это все в России показывать: мы выиграли войну, и зачем нам очернять советских воинов и всех, кто "ковал" победу. Она вот так интерпретировала чувство некоторой растерянности, возникшее в зале после просмотра. Все-таки тьма исторического невежеста и существования "белых пятен", культивируемое сейчас в России, даром не проходит.
(no subject) - (Anonymous) - Expand
alicebrown From: alicebrown Date: March 19th, 2008 04:07 am (UTC) (Link)
Может быть этот взгляд со стороны поможет понять? Хотя бы тем, кто помнит, хочет и пытается понять, осознать что это было.
emarinicheva From: emarinicheva Date: March 19th, 2008 06:14 am (UTC) (Link)
Ах, как я жалела, что Вас не было с нами. Если б знать заранее, что нетрудно будет пройти, я бы Вас уговорила (знаю, что дела навалились, но все же...) Конечно, этот очень умный "взгляд" со стороны поможет понять тем, кто этого хочет. И, знаете, таких немало все-таки: ажиотаж в Доме кино -хотя слово "ажиотаж" здесь не очень уместно, так спокойно, уважительно и с остоинством вела себя публика - тому порукой. Хотя и не у всех возникло немедленное принятие фильма. Я выше Анджею об этом написала. Позвоню Вам сегодня.
lilian_111 From: lilian_111 Date: March 19th, 2008 05:13 am (UTC) (Link)
Неужели мы вернемся в то время, когда люди ночами стояли в очереди за билетами в БДТ? Очень даже можем.
emarinicheva From: emarinicheva Date: March 19th, 2008 06:23 am (UTC) (Link)
Я понимаю, что не об очередях Вы тоскуете, а о состоянии умов, когда ОЧЕНЬ ХОТЕЛОСЬ видеть и слышать что-то умное и талантливое. Я вчера тоже об этом подумала. И вспомнила, как в конце 80-х тоже был такой период времени - когда пошли фильмы, лежавшие годами на полках по соображениям цензуры, пошли публикации уехавших из страны да и оставшихся, но думающих людей. Так вот, в то время - на выставках, просмотрах, лекциях, охвативших тогда Москву,- тоже постоянно встречала множество знакомых и узнаваемых лиц, и тоже было чувство доверия. Вчера, в Доме кино, похоже было на то, да не то. Мы. конечно, "очнемся", но, думаю, очень нескоро.
oles_barlig From: oles_barlig Date: March 19th, 2008 08:17 am (UTC) (Link)
Вчора нарешті прочитав ваші перклади Євгенії Кононенко. Вони як і самі твори – просто чудові. Її проза трішки нагадала оповідання Олега Шинкаренка, але в нього більше абсурду, а в Євгенії – соціального. Трішки збентежила передмова: «Евгения Кононенко — современная украинская писательница. Представительница так называемой “новой” литературы, громко заявившей о себе с началом независимости Украины. Разговорный язык, молодежный и уличный сленг, свободное дыхание пришли в литературу соседнего государства вместе с именами Оксаны Забужко, Юрия Андруховича, Сергея Жадана, Юрия Винничука, Кости Москальца и многих других». Все ж таки Андрухович і Жадан це різні літературні покоління. І якщо вже вживати до них «нова література» то чим є твори тієї ж Тані Малярчук, Ірени Карпи і Отара Довженка, які є приблизно однолітками і разом з тим геть різними? «Мега-новою літературою»? «Супер-новою літературою»? якось це все мені зовсім не зрозуміло...
В оповіданні «Полтора Григорюка» є така фраза: «И БОЛЬШЕ ВСЕГО НА СВЕТЕ хотелось ему каким-нибудь образом подслушать или перехватить письмо и узнать, что она любит его БОЛЬШЕ ВСЕГО НА СВЕТЕ». Цей повтор вжитий навмисно?
А в «Колоссальном сюжете» під фразою «А прошлую осень они с женой обошли всю — вдоль и поперек» мається на увазі, що вони обішли всю осінь?
emarinicheva From: emarinicheva Date: March 19th, 2008 08:25 am (UTC) (Link)
Олесь! спасибо за подробный разбор. Я сейчас вам отвечу под моим постом о Жене Кононенко.
ermsworth From: ermsworth Date: March 19th, 2008 09:30 am (UTC) (Link)
Спасибо, что так хорошо рассказали. Как жаль, что о таких событиях узнаешь только "задним числом"? Много хорошего слышала об этом фильме -- и все искала, где бы посмотреть. Тем более, что Вайда из дюбимых режиссеров -- пожалуй, самый любимый.
Вы не знаете, будут ли фильм еще в Москве показывать?
emarinicheva From: emarinicheva Date: March 19th, 2008 09:37 am (UTC) (Link)
Будут! Сегодня! В Польском культурном центре. Кроме того, тут в коментах написали, откуда фильм можно скачать. Но все же в кинотеатре, с людьми - лучше смотреть. Якобы и с Вайдой сегодня будет там более пространный разговор.
radzimich From: radzimich Date: March 19th, 2008 10:48 am (UTC) (Link)
Да, безусловно замечательный фильм. Один из немногих, которые заставили переживать.

Рад что наконец-то познакомился с вами, Елена! )
emarinicheva From: emarinicheva Date: March 19th, 2008 10:52 am (UTC) (Link)
Взаимно :)
frantyszek From: frantyszek Date: March 19th, 2008 08:08 pm (UTC) (Link)
Кстати - Катынь (не правда ли удивительно созвучно с Хатынью, почти мистика!) - это трагедия не только поляков. Среди польских солдат и офицеров были и украинцы, белорусы, евреи, литовцы. Это видно даже по именам (в свое время читал очень интересную статью об этом в русскоязычном латвийском журнале "Даугава", еще в начале 90-х). На самом деле - все это какой-то сплошной кошмар (я имею ввиду не только Катынь). Во Второй мировой теже украинцы, к примеру, сражались в рядах сразу четырех враждующих сторон (УПА, советская армия, польские военные формирования - Армия Крайова и Армия Людова - между которыми, к тому же были стычки, и немецкий Вермахт). То есть люди уничтожали своих же, стреляли в своих братьев. Но война - все же война. Катынское же преступление особенно омерзительно. И по поводу того, что говорил г-н Якименко. В ЖЖ у Марии одна девушка упомянула Египет. И на удивление сравнение оказалось очень точным. Египет - страна сидящая на нефтяной игле (прочие статьи дохода - Суэц и туризм). Около 90% населения фактически нищие. Разгул исламского фундаментализма (у нас можно легко заменить на православие РПЦ образца). Девушки практически не могут получить образования (у нас пока, слава уж не знаю кому там, до этого еще не дошло). Зато народу - просто на зависть Якименко и тем, кто через этого медиума вещает. В одном только Каире (+ агломерации) - свыше 25 миллионов человек. То есть работников и пушечного мяса завались. Вот он идеал наших "наших" (во главе с двуголовым - ох уж эта российская любовь к двуголовости - Крошкой Цахесом). И еще - пару дней назад неонацисты убили молодого парня (если не ошибаюсь - 14 колотых и резаных ран, ножевых). Приняли его за антифа, поскольку направлялся на концерт панк-коллектива, причастного к этому движению. Так ли далеки от Веймара?
emarinicheva From: emarinicheva Date: March 20th, 2008 06:20 am (UTC) (Link)

"Катынь" и Украина

Спасибо, что подняли важную тему. Тема Катыни связана с Украиной не тольтко тем, что среди расстрелянных офицеров были и русские, и украинцы... "Катынь" - это собирательный образ мест расстрела. На самом деле массовые расстрелы пленных офицеров проходили, в частности, и в Украине - в Харькове. Не знаете, есть там мемориал? А вот из воспоминаний Натальи Горбаневской (Ng68 - поэт, переводчик, бывший полит.заключенный, редактор "Хроники текущих событий", участник демонстрации протеста на Краской площади в 1968году):"Я хорошо помню дело Святослава Караванского - украинского 25-летника, получившего дополнительный срок за то, что пытался доведаться о Катыни. В 1980-м Караванский вместе с нами, русскими - Буковским, Максимовым и другими подписал заявление "Оглянись в раскаянии" - к сорокалетию катынского преступления. Караванский получил новый срок за "Катынь" http://www.hro.org/ngo/articles/2005/03/09.php
(no subject) - (Anonymous) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Expand
bukvoyeditsa From: bukvoyeditsa Date: March 19th, 2008 08:17 pm (UTC) (Link)
Спасибо за рассказ.
Мне так хотелось посмотреть, но у меня на работе аврал...
Может, появится на DVD...

Оттепель? Нет, одна ласточка весны не делает. Такие всплески общественного интереса к чему-то бывали и во времена застоя. Всегда были люди, которые хотят знать, видеть, слышать.
emarinicheva From: emarinicheva Date: March 20th, 2008 06:28 am (UTC) (Link)
Да, конечно, какая там "оттепель"! Тем более, что это слово уже официально лепят к нашему "новому" - ДАМу, а значит, жди - наоборот. И про "одну ласточку" - тоже согласна абсолютно. Но лучик света в холодной воде - все-таки - мелькнул! Как напоминание о том, что все еще возможно, в том числе и Правда. В коментах выше написали, откуда можно уже сейчас скачать фильм"Катынь"!
48 comments or Leave a comment