?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Андрей Синявский: "Жить и мыслить на собственный страх и риск..." - Елена Мариничева
emarinicheva
emarinicheva
Андрей Синявский: "Жить и мыслить на собственный страх и риск..."
45 лет назад, 8-го сентября 1965-го года был арестован Андрей Синявский - за публикацию своих художественных произведений на Западе.  Арест и последующий судебный процесс вызвали первые открытые протесты интеллигенции в СССР. И мне кажется, что этот день можно условно считать началом диссидентского движения... Страна стала с тех пор совсем другой, распалась на много государств, но так уж далеко ли ушло от нас понятие диссидентства? Не знаю. Боюсь, недалеко. И, боюсь, - не только в России. Вот почему еще хочу сегодня поместить у себя на блоге  запись своего разговора с Андреем Донатовичем (тогда - профессором Сорбонны)  -с вкраплением цитат из его произведений.
Нас  познакомила  Галина Белая - его ученица, а моя любимая профессорша по кафедре лит.критики МГУ. Познакомила, когда Синявский  приехал в Москву из эмиграции  после многолетнего перерыва. Его интервью я тогда опубликовала в газете с небольшим тиражом "Открытое образование" . Интернет-версий у СМИ  не было, архив газеты не сохранился. Но у меня сохранилась рукопись нашего разговора, завизированная Андреем Донатовичем ( я записывала его на магнитофон).
 Сначала - моя любимая цитата из Синявского: " Я дитя кромешной эпохи (речь о конце 40-х - начале 50-х - Е.М.) Это время дорого мне уже по одному тому, что в нём и только в нём, а не где-нибудь в другом месте, я понял что-то противоположное ему, и, сжав зубы, отщепился от общества, замкнулся в скорлупу и отступил в ужасе, чтобы жить и мыслить на собственный страх и риск".

- Андрей Донатович, в своём последнем слове на судебном процессе Вы сказали: " Я не отношу себя к врагам, я советский человек". В какой мере ощущаете вы себя "советским" сегодня - после лагерей и почти двадцати лет эмиграции?
- Видите ли,мои слова "я советский человек" в переводе на язык сегодняшнего дня означают: я - обыкновенный человек. То есть никакой ни антисоветчик, ни за американцев, ни за фашистов, и оставьте меня в покое с вашей политикой. "Я просто другой" - сказал я тогда. На этом строилась и вся защита. "Другой" означало приоритет искусства, культуры, неприятие простого деления на "наши" и "не наши", "враги" -"товарищи".
   "Если просто другой, так уж сразу ругаться?" Абрам Терц (псевдоним Андрея Синявского), рассказ "Пхенц".
Все же советский человек был четко ориентирован: вот это враги, их надо уничтожать, а это "наши" - им надо помогать. И мы часто более "советские", даже выступая с антисоветскими лозунгами. Я думал об этом, когда общался в эмиграции с НТСовцами, ставившими своей задачей вооруженное свержение советской власти.
 Ощущаю ли я себя в этом смысле советским? Да, ощущаю. Отношусь к этому с юмором и стараюсь от этого отойти, в чем мне всегда помогало и помогает искусство.

- И вы всегда ставили искусство выше политики?
- Нет. Со мной произошёл своего рода переворот. Причем не в один день, разумеется. Примерно до конца 40-х годов я был убежденным комсомольцем, придерживался революционно-идеалистических взглядов, считал, что мы строим самый лучший мир, мир любви - коммунизм, но, в моем представлении препарированный в сторону любви. То была эпоха зрелого сталинизма. Она трудно совмещалась с моими литературными вкусами, с моим обожанием Пикассо, Ван-Гога. В это время даже самые невинные, ранние импрессионисты почитались вылазкой оголтелой международной реакции. Шло страшное уничтожение культуры - все эти постановления ЦК, борьба с космополитами. Я как бы внутренне должен был выбрать между политикой и культурой. По складу своему я никакой не политик, не борец и в конце концов встал на позиции чистого искусства и до сих пор на них стою.
                "Чем биться в стену башкой, свершая никому не нужную революцию, не лучше ли тихо уйти отсюда каким-нибудь медитативным путём?" Абрам Терц, из романа "Спокойной ночи".

- Вы сказали, что по складу своему "не борец". Тем не менее именно с вашим именем связывается начало гражданского сопротивления, ведь "судебный процесс Синявского и Даниэля" взбудоражил общество, разделил интеллигенцию на "подписантов" и "неподписантов", явился одним из мощных толчков, вызвавших к жизни диссидентское движение...
- Уж кем-кем, а вождем я себя никогда не ощущал. Остряки потом называли нас с Даниэлем "незаконные отцы демократического движения". Незаконные потому, что ну не принадлежали мы ни к какой группировке, и не было вокруг никакого демократического движения и не собирались мы его начинать. Мы вообще на суде не знали, что общество как-то реагирует, и идут телеграммы с Запада, письма в нашу защиту. Газет нам в эти дни не выдавали. Ну, а потом лагерь...
              "За год до ареста молодой тогда, модный марксист-ревизионист говорил: "Давай, создадим свою "платформу"...Соберёмся, составим список"...Я честно сказал, что политикой не интересуюсь...Что тут началось! " Мы, - кричит, - пойдем по лагерям! А ты, Андрей, будешь отсиживаться в башне из слоновой кости?!"  Из романа "Спокойной ночи".

- Думали ли вы тогда, что страна, правосудие которой отправляло вас в лагерь, перестанет существовать?
-
Для меня было очевидно, что империя, построенная на идее господства, развалится. Но я полагал, что произойдёт это лет через сто - сто пятьдесят путем долгих войн и кровопролитий. Но Берлинскую стену снесли, и советские войска не ввели ни в Германию, ни в Польшу, ни в Венгрию. И я этому был очень рад и до сих пор поэтому ценю Горбачева выше чем Ельцина. Он сделал две вещи глобального значения: отказался начисто от идеи мирового господства, и дал вот эту самую гласность, пускай убогую, пускай ненастоящую, но всё-таки людей не сажают за то, что они что-то говорят и печатают.
... В эмиграции, в середине 70-х мы с женой оказались в Италии, которая тогда находилась в состоянии глубокого кризиса. Помню встречу с ректором Падуанского университете - а это один из старейших университетов в Европе. Заговорили о кризисе и о культуре. "Ничего, в Италии всё это периодически происходит, - с грустью оптимиста, знающего цену вещам, сказал наш собеседник. - После нашествия варваров или после затмения солнца свободы и разума все-таки происходит возрождение. Так что мы выберемся из кризиса. Ну а в крайнем случае - что ж, добавил он очень спокойно, без всякой аффектации, - наука и культура уйдут в катакомбы". Я вспомнил об этом сейчас в России. И я тоже думаю, что Россия выберется из кризиса. Или же... наука и культура уйдут в катакомбы.
12 comments or Leave a comment
Comments
alicebrown From: alicebrown Date: September 8th, 2010 07:01 pm (UTC) (Link)
А тут еще по Культуре показывают "Отдел" и кажется, что при всех изменениях опять накануне перемен оказались.
emarinicheva From: emarinicheva Date: September 8th, 2010 07:20 pm (UTC) (Link)
Не успела посмотреть - только у Архангельского читала.
Хоть опять Цою выходить и петь:"Пе-ре-мен, мы ждем перемен..." :) Только патетики той уже нет и быть не может.
alicebrown From: alicebrown Date: September 8th, 2010 07:26 pm (UTC) (Link)
Получается так.
From: (Anonymous) Date: September 9th, 2010 11:06 am (UTC) (Link)
Кстати про перемены.
Тут плачутся мои московские прихожане. Они люди основательные, кондишны пошли ставить в несезон, когда дешевле... И обнаружили, что, при цене вполне работоспособного сплита в 20 тыр, за ПРАВО установить его нужно заплатить властям от 90 до 130 тыр, в зависимости от префектуры (перепланировка квартиры и изменение фасада!)
Они ошарашены...
Но!
Без кондишна температура этим летом зашкаливала за все СНиПы. От этого - полагаю подтвердит любой честный врач, растет смертность (у меня в августе втрое больше похорон, чем в 2009...).
Значит - проделки мэрии есть НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ЖИЗНЬ.
И не взять ли (вполне легальным путем) Старика Батурина за ушко - он богатенький... И найдется много тех, кто не захочет отслюнивать ЗА ВОЗДУХ 100 тысяч рублей.
То есть что - кто не заплатил налог в 90-130 тыщ, лишается (или ограничивается) в праве на жизнь?
И можно подать на мэрию по факту - хотел поставить кондишн, не было сотни штук, из за этого - умер кто то?
Может идея то покажется и перспектиыной, и практичной (кто кондиционеры ставить соберется не платить же за ВОЗДУХ!?
пМВ
alicebrown From: alicebrown Date: September 9th, 2010 06:59 pm (UTC) (Link)
Да, идея может быть перспективной. Передам одному человечку, взявшемуся судиться за то, что творилось этим летом.
messie_anatol From: messie_anatol Date: September 8th, 2010 09:08 pm (UTC) (Link)
Кстати, недавно обнаружил в жж случайно любопытный старый пост.
В 2008-м году в одном московском ресторане собрались бывшие члены партии "Демократический Союз", чтобы отметить 20-е своей организации.
На этот пост откликнулись бывшие члены "ДС" - http://messie-anatol.livejournal.com/15544.html?mode=reply
В "ДС" состояли люди с самыми разными политическими взгядами.
И сейчас они часто занимают совершенно разные политические позиции в отношении современности и произошедшего за эти 20 лет.
Так что иногда важно не только отрицание существующего режима , но и то, что предлагается в качестве альтернативы.
И в этом смысле " чистое диссидентство" не всегда продуктивно.
Синявский ,кстати, был в этом смысле не "чистым диссидентом".
emarinicheva From: emarinicheva Date: September 9th, 2010 07:22 am (UTC) (Link)
Вы правы. Примерно об этом он и говорит. Хотя... лично я не возьмусь судить, что именно в понятии советского диссидентства было конструктивным, а что - нет. Скажу лишь, что эти люди вызывают у меня глубочайшее уважение, вне зависимости от их собственных мнений друг о друге.
iglusha From: iglusha Date: September 8th, 2010 09:10 pm (UTC) (Link)
О катакомбах грешным делом думаю, что по крайней мере нау ке это пойдет на пользу.
emarinicheva From: emarinicheva Date: September 9th, 2010 07:24 am (UTC) (Link)
Спорно. Наука в России, как считают мои друзья-ученые, уже 20 лет как находится в катакомбах...
iglusha From: iglusha Date: September 11th, 2010 09:48 am (UTC) (Link)
Но причина современного состояния науки только ли в этих 20 годах? Не в том числе и в предыдущих, когда кол-во НИИ было огромным, как и количество желающих работать в науке (пригодных и непригодных к этому) из-за соответствующей заработной платы со всеми вытекающими. Наблюдая за некоторыми из тех, с кем мне приходилось сталкиваться по учебе-работе и кто получил образование еще до этих 20 лет, иногда просто удивляещься, зачем они стали заниматься теоретической физикой. Другое дело, что уходили из науки не всегда бездарные ученые, но это уже "идет по разряду" низкой зарплаты оставшимся, но не количетва соответствующих рабочих мест, то есть, катакобх как таковых.
iglusha From: iglusha Date: September 11th, 2010 09:55 am (UTC) (Link)
и не только зарплаты, но и содержания оборудования, и нормальных условий труда ( если память не изменяет то в ин-те Боголюбова, мне говорили, в 90-х даже просто помещения были непригодными для того, чтобы в них находиться), но это скорее обратнопропорционально распространенности занятия наукой
emarinicheva From: emarinicheva Date: September 12th, 2010 10:40 am (UTC) (Link)
Во многом согласна с Вами.
12 comments or Leave a comment