?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
"Среди стрелков из "Эдельвейс"... - Елена Мариничева
emarinicheva
emarinicheva
"Среди стрелков из "Эдельвейс"...
Прошли День Победы и День Скорби (начала войны). Теперь я  могу рассказать об одном из недавних впечатлений. Напомню, что несколько дней в апреле я провела в немецком горном городке Гармише. Задержанные вулканическим облаком, мы праздно обходили окрестности Гармиша, взбирались на склоны Альп. Случайно набрели на Монастырь Святого Антония. Сюда не водят туристов. Оказавшись под высокими сводами, мы поняли почему. Стены коридора, ведущего внутрь монастыря сверху донизу  увешаны памятными досками. На фото - молодые люди в военной форме. Даты жизни, места гибели: "Сталинград", "Мелитополь", "под Москвой", просто "Русланд". Это уроженцы Гармиша, погибшие во Второй мировой войне. Кстати, в Гармише формировалась горнострелковая дивизия "Эдельвейс". Почему, зачем ушли они из этого милейшго  городка, отправившись в Сталинград,  Мелитополь, под Москву? Может, не хотели, но их призвали в армию? Или  хотели завоевать мир, поверив своему сумасшедшему фюреру? Были  убежденными фашистами? Кто как, наверное. Очень молодые, мало прожили, нет их больше. В мире эти  люди прокляты. "У-у-у! Ненавижу! Фашисты!" - говорила потом за обедом одна дама-участница нашей Конференции. Я молчала. Но ненависти ни тогда, ни сейчас не испытывала. Почему? Да, они захватчики (каким бы образом ни оказались в войсках, двинувших на "Русланд" и другие страны). Да, они фашисты (это немецкий фашизм поставил их в строй). Но они же - отцы и деды ныне живущих гармишевцев, часть их семейной памяти. Вычеркнуть их и оттуда?  Забыть навсегда? Вот не забывают....
Оба моих деда воевали с такими  "ребятами". Один вскоре после войны умер от ран, будучи моложе, чем я сейчас. И всё равно нет у меня ненависти к тем, чьи фото висят в монастыре. Глядя на них, я почему-то испытываю горькое чувство жалости - не потому что они погибли, а потому, что убили себя еще раньше, когда только встали на сторону зла. А всегда ли легко его различить? Нет. Тем более многие порой и не стремятся это сделать, беспечно примкнув к побеждающей до поры силе. И всё же видеть, искать выбор  необходимо. Иначе...Я даже не хочу думать о том, что будет иначе.



погиб в Сталинграде




В Мелитополе



под Москвой




Очень много памятных досок в Монастыре Святого Антония


Tags:

55 comments or Leave a comment
Comments
annahonda From: annahonda Date: June 24th, 2010 05:47 pm (UTC) (Link)
здорово, что для каждого отдельная доска... моего деда немцы расстреляли, и памятник стоит, а вот имена на нем не написаны... просто "тут расстреляны советские служащие..."
emarinicheva From: emarinicheva Date: June 24th, 2010 05:53 pm (UTC) (Link)
Ох...Тяжёлая это тема. Может неправильно я о ней сказала.Извините...

А где похоронен Ваш дед? И никак нельзя указать имена хотя бы тех, о ком известно? В Гармише всё это - инициатива семей, насколько я поняла.
lena_ua_mk From: lena_ua_mk Date: June 24th, 2010 05:52 pm (UTC) (Link)
Елена,вы правы,уж кому кому но не нам осуждать этих людей.Мы потомки тех,которые тоже не знамо что творили -объяснить с позиции здравого смысла как люди могли поддаться на провокацию и призывы к свержению строя Ленина и иже с ним.За что воевали мы с Финляндией в 1939 и позже,что мы делали в Прибалтике,на западной Украине.Что творили с собственным народом.
emarinicheva From: emarinicheva Date: June 24th, 2010 05:58 pm (UTC) (Link)
Да. Я об этом как раз думала. Допустим, то, что я знаю о своих родных, не связано с палачеством народов и отдельных людей. Но ведь могу чего-то и не знать...Кроме того, многие и точно знают, что, мол, дед служил в НКВД. И что им делать?
Ясно что не гордиться эдакой его службой. Но что же - проклясть? отречься? забыть навсегда?
overtext From: overtext Date: June 24th, 2010 05:53 pm (UTC) (Link)
Немцы очень правильно все сделали.Вычеркнуть из памяти деда невозможно. Но, признать, что сражался он не за правое дело и можно и нужно. Они не пересматривают историю и не оправдываются.Признали ошибку которая привела к катастрофе.Хороший пример отношения к павшим.Не у всех, к сожалению, хватает ума последовать ему.
emarinicheva From: emarinicheva Date: June 24th, 2010 06:00 pm (UTC) (Link)
Согласна. Но страшно думать о цене, которую они за всё это заплатили - за то, чтоб прийти к такому пониманию. Они прошли через "Нюрнберг". Неужели по-другому нельзя?
all_decoded From: all_decoded Date: June 24th, 2010 06:32 pm (UTC) (Link)
Спасибо. Хороший пост.
Они помнят своих. Это правильно. У нас же чаще всего табличка: "Здесь во время войны было уничтожено 40 000 советских граждан". И ни одного имени....
emarinicheva From: emarinicheva Date: June 24th, 2010 06:39 pm (UTC) (Link)
Да, наши "граждане" друг с другом не церемонятся...
batacat From: batacat Date: June 24th, 2010 06:39 pm (UTC) (Link)
я не згоден з твердженням про "сторону зла", чи не є сталинський режим також стороною зла? в данному випадку два людожерних режими кинули в криваву м"ясорубку величезні маси невинних людей, то хто з них більше винуватий, хто є "стороною зла", зважаючи що СРСР окупували всю східну Європу з витікаючими з того наслідками...
emarinicheva From: emarinicheva Date: June 24th, 2010 06:51 pm (UTC) (Link)
Слишком общий у Вас вопрос. Лично мой на него общий ответ такой: и сталинский режим был человеконенавистническим, а на оккупированные территории принес свою собственную несвободу, освободив их от несвободы гитлеровской.

Но мой конкретный вопрос о "зле" касался и касается отдельных людей. Именно те, чьи памятные доски установлены в монастыре, погибли на чужой земле, желая её завоевать (ни от чего при этом её не освобождая и в мыслях этого не держа - разве что от цыган, евреев и прочих "неполноценных" освобождали земли...).

По поводу остального подчеркну то, что сказала в посте: не всегда легко различить зло и ту грань, когда добро(освобождение от фашизма) оборачивается на свою противоположность (оккупирование "коммунизмом").Но различать необходимо. В настоящем подобного тоже хватает...
weps_mirra From: weps_mirra Date: June 24th, 2010 06:48 pm (UTC) (Link)
да...у меня тоже жалость, сожаление...
dinus From: dinus Date: June 24th, 2010 07:34 pm (UTC) (Link)
Давно, еще в "оттепельные" времена на какой-то художественной выставке я видела картину, которая называлась "На безымянной высоте" (или что-то вроде этого). Зритель смотрит сверху на небольшой зеленый холм, на котором лежат 2 мертвых парня, голова к голове, ногами в разные стороны. Они в разных, но одинаково пыльных формах, лиц почти не видно и потому они кажутся похожими. Ясно, что они столкнулись на этом месте и убили друг друга. Тогда и сейчас, читая Ваш пост я чувствую одно и то же чувство - ненависть к правителям, которые стравливают народы как собак на собачьих боях.
Сейчас прошло еще слишком мало времени, нам еще больно думать о жертвах и мы еще ненавидим врагов. Но вот на Бородинском поле стоит памятник французам и ни у кого не вызывает неприятных эмоций. Наверное, дя этого должно пройти больше 100 лет.
messala From: messala Date: June 24th, 2010 09:10 pm (UTC) (Link)
emarinicheva From: emarinicheva Date: June 25th, 2010 06:03 am (UTC) (Link)
Стихи Слуцкого видела в Вашем блоге. Они очень хорошие. Спасибо.
Книгу , ссылку на которую Вы мне дали, постараюсь прочитать. Спасибо тоже.
novitsky From: novitsky Date: June 24th, 2010 10:54 pm (UTC) (Link)
Вечный покой даруй им, Господи.
И да сияет им свет вечный.
emarinicheva From: emarinicheva Date: June 25th, 2010 06:05 am (UTC) (Link)
Да.
Вот неслучайны эти давние, эти вечные слова. Все расставляют на свои места...
novitsky From: novitsky Date: June 24th, 2010 11:10 pm (UTC) (Link)

Сталинградская Мадонна

emarinicheva From: emarinicheva Date: June 25th, 2010 06:12 am (UTC) (Link)

Re: Сталинградская Мадонна

Вот это да! Хотела скопировать сюда сам рисунок, но получилось только это:

"Stalingrad madonna.jpg
Курт Ройбер
Сталинградская Мадонна, 1942
Бумага, уголь.
Мемориальная церковь кайзера Вильгельма, Берлин"

Рисунок, сделанный углем немецким врачом, находящимся в Сталинградском окружении.
Надеюсь, френды, как и я, пройдут по Вашей ссылке и увидят его.
div_anna From: div_anna Date: June 25th, 2010 07:05 am (UTC) (Link)

"стали на сторону зла"?

Меня удивляет, что вы говорите об их выборе отправиться в Россию как о чём-то сознательном. Не думаю, чтобы многие из них были противниками режима, но в любом случае, даже если и, как они могли бы "закосить" армию?

Надо различать службу в СС, для которой нужен был сознательный выбор и особое рвение, и службу в вермахте, т.е. в регулярной армии, куда призывали всех. Я слышала только про немногих немцев, кому удалось пройти всю войну без оружия в руках, это были, в частности, адвентисты седьмого дня. Им приходилось служить на других работах, напр., в бюро.

Подумайте, можно ли обвинять советских мальчиков в том, что они вступили в армию и тем самым "стали на сторону зла".
emarinicheva From: emarinicheva Date: June 25th, 2010 07:27 am (UTC) (Link)

Re: "стали на сторону зла"?

\\Меня удивляет, что вы говорите об их выборе отправиться в Россию как о чём-то сознательном.\\
Я так не говорю. Я говорю, что не знаю, сделали это они в согласии со своими желаниями - или вопреки им.

\\Надо различать службу в СС, для которой нужен был сознательный выбор и особое рвение, и службу в вермахте, т.е. в регулярной армии, куда призывали всех.\\
Совершенно согласна с Вами.Но и на службу в вермахте кто-то отправлялся будучи в полном согласии с идеологией фашизма. Подозреваю даже, что таких было много.

\\Подумайте, можно ли обвинять советских мальчиков в том, что они вступили в армию и тем самым "стали на сторону зла".\\
Ни в коем случае! Я ведь и этих людей, погибших завоёвывая чужую страну,на чужой земле погибших, не обвиняю даже (учитывая весь ужас истории, в которой им довелось действовать, учитывая их бесславный крах, учитывая то, что я не знаю подробностей жизни, мировоззрения и смерти каждого из них). Но я призываю, несмотря на какие бы то ни было внешние обстоятельства, различать (или хотя бы пытаться различать "сторону зла"). Если этого не делать, то человек, посланный другим (вышестоящим по рангу и чину) человеком - имеет право уничтожать себе подобных, делать с ними всё, что заблагорассудиться этому "вышестоящему", полагая, что в таком случае "всё дозволено".
From: (Anonymous) Date: June 25th, 2010 12:29 pm (UTC) (Link)
Весной этого года начали названивать мне депутаты, и спрашивать - дескать Немецкий народный союз по уходу за военными захоронениями хотел благоустроить в Белевском районе Тульской области могили вермахта, а чиновники не дали. Съездил (я там вальдшнепа бью), навел справки. оказывается - точно. Но не отказали, а тетки из поселковой администрации поросили отложить.
Дело то в чем. На хорошей сухой горе масса вермахтовских костей. А под горой, у деревни Беседино, маахонькая стела. Там в конце декабря 1941 года германец захватил около сотни тяжелораненых ьойцов и командиров РККА. Обложили дом, где они находились, дровишками и сеном, которые у крестьян награбили, да подожгли. Имен никто не знает.. Стела - военфельдшеру Лизе Шамшиковой, девочка кончила истфак МГУ, у акад.Нечкиной училась, была комсанвзвода в 1033 стрелковом полку. Ей отходить приказали, а она приказ не вцыполнила. Считала, наверное, что раненые и медперсонал неприкосновенны. Надеялась, видно, что немцы культурные, только Гегеля с Фихте толком не поняла, не говоря уж о самом Гитлере... Или в марксистскую хрень верила. что рабочие не будут стрелять в рабочих.... Ну, молодая была, что с нее взять!
Что там произошло - никто не знает. То ли ее в огонь кинули за компанию, то ли она раненых из костра пыталась выращивать. Но умерла она от ожогов. А от раненых и костей не осталось... Только пепел под горой зарыли. Обычный вермахт был, никаких Ваффен СС и общих СС.
Так что с благоустройством вермахтовских могил поблизости от могил чиновницы повременить просили, я их понимаю...

А щиты в кирхах мне очень нравятся - я, когда кому рога дарю (да лосиные, лосиные,...), их на такую же дощечку пришурупливаю. Германского производства, кстати...
пр.М.Ваннах
emarinicheva From: emarinicheva Date: June 25th, 2010 12:36 pm (UTC) (Link)
Да...история...где ни коснись - кровоточит...
Порой, когда очень уж сильно наступают с необходимостью прощать, в голове невольно звучит:"кому я должен - всем прощаю".

Не знала, что Вы охотник.
(no subject) - (Anonymous) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Expand
iglusha From: iglusha Date: June 25th, 2010 09:25 pm (UTC) (Link)
"Ненавижу"- ещё не самое худшее: против природы "не попрешь". Гораздо хуже попытки подвести под праведность этой ненависти идеологическую базу а-ля Кураев (особенно неприятно это у тех, кто называет себя христианами).
55 comments or Leave a comment